Есть поэты, чьи имена стали не только гордостью, но символом национальной культуры. Для итальянцев это Данте, для англичан — Шекспир, для немцев — Гете, для русских — Пушкин. В прошлом целые эпохи назывались обычно по имени правивших монархов. Ныне человечество вносит коррективы в хронологию, для которой в качестве ориентиров все чаще избираются ярчайшие светочи разума, властители дум, а не коронованные особы. Существовала дантовская эпоха в Италии, были времена «царя драматических поэтов» Шекспира в Англии и была пушкинская пора в России.
Пушкин — начало всех начал русской художественной культуры нового времени. Он дал ей мощный импульс, вывел на мировую дорогу и указал ориентиры для движения вперед. С его именем сопряжены вершинные достижения в отечественной литературе, музыке, изобразительном и театральном искусстве XIX-XX веков.
«У нас все ведь от Пушкина, — говорил Достоевский. — Поворот его к народу в столь раннюю пору его деятельности до того был беспримерен и удивителен, представлял для того времени неожиданное новое слово, что объяснить его можно лишь если не чудом, то необычайною великостью гения…»
Поистине Пушкин был «Солнцем нашей поэзии», как назвал его В.Одоевский в знаменитом некрологе. Он вобрал в себя богатейший опыт предшественников и современников, озарив мирообъемлющим гением пути дальнейшего развития русского слова. По выражению Белинского, «как прежние писатели русские объясняют Пушкина, так Пушкин объясняет последовавших за ним писателей». Одновременно с ним на поэтическом небосклоне России сияло немало светил, образуя блистательное созвездие Северной Лиры. Уступая солнцу в блеске и накале творческого горения, питаясь его лучами, они и сами оказывали воздействие на спектр исходящего от него света, согревали своим теплом множество благодарных читательских сердец.
В предлагаемом комплекте открыток представлено шестнадцать поэтов пушкинской эпохи. Каждый из них вписал заметнейшую страницу в заветную книгу русской изящной словесности, закладывая фундамент национальной классики, содействуя утверждению выдвинутых Пушкиным нравственных и художественных принципов.
Не только благодаря дружеским узам очерчивается круг пушкинских соратников, важнейшую роль здесь сыграло единство помыслов, «дум высокое стремленье», готовность служить своим пером патриотической идее процветания нации. То, что Пушкин — центральная фигура тогдашней эпохи, осознавалось многими. Показательны в этом отношении обращенные к нему незадолго до декабрьского восстания слова Рылеева: «…на тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь Поэт и гражданин». Все учились у создателя «Евгения Онегина», у некоторых учился он сам. Но совместными усилиями лучшие умы России делали общее дело.
Титаническая деятельность Пушкина не имела бы столь впечатляющих последствий, если бы он не был выразителем чаяний прогрессивной общественности страны, вдохновлявшей своего кумира на борение с темными силами. Не случайно среди ближайшего окружения Пушкина мы видим декабристов — все передовое тянулось к нему, и сам он неизменно был устремлен в будущее.
Отечественная война 1812 года стала той огненной купелью, из которой Россия вышла преображенной. Рост национального самосознания требовал своего воплощения в художественно зрелом искусстве. Для этого необходимо было явление Пушкина народу. Под его водительством создан был литературный русский язык, стремительно усвоены уроки мастеров прошлого и настоящего, отечественных и зарубежных, произведены коренные реформы во всех жанрах словесности.
О плеяде поэтов пушкинской поры можно узнать больше, посмотрев презентацию:
poety_pushkinskoy_pory_-_prezentatsiya_0