28.10.2022г. 9 “А”, “Б” кл. Русский язык. Повторение. “НЕ” с разными частями речи.

Выполняя различного уровня задания как на уроках, так и дома, вы довольно-таки часто встречаетесь с нелегкой проблемой: как написать НЕ со словом – слитно или раздельно; чем является НЕ в данной орфографической задаче – частицей или приставкой, а, может быть, частью корня?
На решение этой орфографической задачи и будет направлен наш сегодняшний урок.
3. Вывод алгоритма.
С чего же нужно начинать решение этой непростой орфографической задачи?
1) Во-первых, смотрим: употребляется ли слово без НЕ (если нет, то пишем слитно, НЕ в данном случае будет частью корня).
2) Если употребляется, тогда определяем часть речи. Раздельно пишем, если:
это глагол, деепричастие, краткое причастие, числительное, местоимение;
есть противопоставление с союзом “а” (или оно подразумевается;
есть усиление отрицания, переданное словами совсем не, вовсе не, далеко не, отнюдь не, и любым словом, начинающимся с ни (никому не);
причастие в полной форме имеет зависимое слово;
отглагольное прилагательное на –мый имеет зависимое слово в Т.п.
это краткие прилагательные: не виден, не виновен, не властен, не волен, не горазд, не готов, не должен, не намерен, не нужен, не рад, не страшен.
3) В остальных случаях пишем НЕ слитно.
4. Применение алгоритма.
Итак, мы с вами вывели алгоритм определения написания НЕ. А сейчас применим его для решения орфографической задачи. Как написать НЕ в таком предложении:
Слишком (не)богат и узок был запас моих житейских наблюдений. (Пауст.)
Употребляется слово без НЕ? (да)
Часть речи? (прилагательное)
Есть противопоставление с союзом “а”? (нет)
Есть конструкция усиленного отрицания? (нет)
Следовательно, пишем слитно: небогат.
Сегодня мы повторяли одну из самых сложных орфограмм “Написание НЕ с различными частями речи”. К алгоритму, выведенному на уроке, мы будем не раз обращаться, мотивируя решение этой непростой орфографической задачи.
Домашнее задание:
Списать текст. Расставить знаки препинания, графически пояснить их постановку. Объяснить написание НЕ.
И вот оказываемся мы в (не)котором царстве – государстве где на краю дремучего леса притулилась (не)большая деревенька. И уже на краю той глухой деревеньки стоит покосившаяся изба в которой живут старик со старухой и их три сына. Двое сыновей – обычные парни. (Не)интересные они ребята и (не)стоит обращать на них внимание, разве что только для того чтобы сравнить их с третьим братом. Кажется ничем он (не)взял, (не)казист и (не)виден лежит целый день на печи, дурака валяет. Да он и впрямь кажется умом (не)берет а величают его Иванушкой – дурачком. И (не)знают в деревне что валяется он на печи лишь до поры до времени, ожидая в безделье настоящего дела. (По С. Наровчатову)