27.10.2022г. 11 “А” кл. Русский язык. “Однородные и неоднородные определения”.

В мире существует огромное количество языков, и у каждого из них свой характер. Французская и итальянская речь звучит легко и изящно, немецкая – строго и решительно, испанская – страстно и энергично. Но нам посчастливилось говорить на языке, который в мире признан одним из самых красивых. В нем почти все очень приятно для слуха, все размеренно, гармонично. Русский язык, по словам А. Куприна, красив, певуч, выразителен.
Тема сегодняшнего урока поможет нам вспомнить еще об одном необычном свойстве языка: почему в одном случае между определениями ставим запятую, а в другом нет? Язык – это не просто средство передачи информации, бездушное орудие, которым мы привычно пользуемся. Язык может жить своей собственной жизнью. Он может диктовать нам свои условия и в то же время быть послушным и преданным человеку.
1. Орфоэпический тренинг
Икс — Иксы, Иксами
шАрф — шАрфы, шАрфа, шАрфов
вероисповЕдание
жалюзИ, шассИ, диспансЕр, экспЕрт, каталОг, партЕр, еретИк, квартАл.
2. Лексическая работа
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправь лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запиши подобранное слово.
1Для выпечки этого сорта хлеба бралась только ОТБОРНАЯ пшеница.
2Начальник умел пользоваться ДИПЛОМАТИЧНЫМИ и корректными выражениями, чтобы объяснить подчинённым суть своих требований.
3.Частная коллекция — предмет ГОРДОСТИ её обладателя.
4.В условиях нестабильной мировой экономики следует повышать ЭФФЕКТНОСТЬ производства.
5.Руководитель потребовал подготовить ГОДОВОЙ отчёт в течение недели.
3.Орфографический практикум
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) плач..щий (малыш), (бумаги) отыщ..тся 4) леч..щего (врача), (они) теш..тся
2) знач..щиеся (по списку), (капли) брызж..т 5) люб..щий, ссор..щиеся
3) колыш..щегося от ветра, маш..щая (крыльями)

Домашнее задание: упр.41 – письм. (Он (Свидригайлов) встал и уселся …)