23.01.23. Русский язык для Ямгаховой М. 6 “Г”

Здравствуй, Мария!
Мы начинаем раздел “Речь”.
Сегодня мы повторим, что такое текст, тема и основная мысль текста, как строится текст и связь предложений в тексте.
Текст – это два или более предложений, связанных между собой по смыслу и интонационно.
Мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.
Тема текста – это то, о чём (или о ком) в нём говорится.
Текст можно озаглавить.

Тема и основная мысль текста раскрываются
постепенно, поэтому он обычно делится на
части:
1. Начало
2. Основная часть
3. Заключение
Или же по другому:
Текст имеет свои правила построения. Он состоит из начала (вступления), основной части и концовки (заключения).Начало подготавливает читателя (слушателя) к восприятию основного содержания текста.В основной части раскрывается содержание. В заключении подводится итог сказанному в тексте, иногда формулируется основная мысль.Каждая часть текста пишется с красной строки. Если пропустить какую-то часть, текст станет неполным, может стать непонятным.

Основные виды грамматической связи между частями текста:
Цепная связь –
Последовательная связь второго предложения с первым,
третьего со вторым и т.д.
Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4…
Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и
«нового», мысль автора развивается последовательно:
то, что в первом предложении было «новым», во
втором становится «данным», и т.п.
«Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в
жаркую летнюю ночь решительные широкие
раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути,
оживлялся под сухой крышей…»( Ю. Куранов)

Параллельная связь –
Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений
первому.
Схема параллельной связи:
1
2–3–4–5…
Первое предложение содержит тему, дает общий
план картины, а все остальные связаны с ним по
смыслу и грамматически. Они детализируют общую
картину, конкретизируют тему текста.
«Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко
поют птицы. Звенят под деревьями весенние
ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.»

На этом все! Желаю удачи в изучении!
Домашнее задание: ознакомиться с прараграфами 1,2. Упражнение 8 стр. 11 и упражнение 11 стр. 13