20.05. 2022г . 10 “Б” кл. Литература. 19.05. 2022г. 10 “В” кл. Литература. 18.05.2022г. 10 “А” кл. Литература. “А. П. Чехов. Творческая деятельность писателя”.

Антон Павлович Чехов из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с нами навсегда. Вы, конечно, помните приключения чеховской “Каштанки”. Такой рассказ мог написать только человек любящий людей, любящий животных, любящий жизнь. Эта любовь Чехова была очень деятельной.
Вопрос:
-Как вы думаете, в чем выражалась эта любовь?
-А. П. Чехов родился 17января 1860г.в Таганроге, оба деда-со стороны отца и со стороны матери были крепостными, которые выкупили себя с семьей на волю. Отец-Павел Егорович-открыл свое торговое дело, но предприимчивостью не отличался и вскоре разорился. “Павел Егорович – и Евгению Яковлеву Чеховых,-пишет в своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов, старший брат писателя,
-Бог благословил многочисленной семьей-у них было пятеро сыновей и одна дочь. Антон Павлович был третьим сыном. Павел Егорович был таганрогским купцом второй гильдии, торговал бакалейным товаром, пользовался общим уважением и нес на себя общественные-почетные, а потому и бесплатные-должности ратмана полиции, а в впоследствии-члена торговой депутации. Слыл он среди сограждан за человека состоятельного, но на самом деле едва сводил концы с концами”.
Семья жила трудно. Дети помогали отцу в лавочке, пели в церковном хоре. Нрав отца был тяжелым, но он любил искусство, старался детям дать хорошее образование. Лаской и нежностью смягчала жизнь детей мать-Евгения Яковлева. Позже Антон Павлович скажет: “Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери”.
-В 1868г.Таганрогская гимназия.
-Несмотря на трудности, интерес к жизни писатель не терял. Чехов рано начал увлекаться театром и литературой; учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Много читал, увлекался и зарубежной и русской литературой.
Обширен круг чтения: Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Гончаров, Сервантес, Белинский, Добролюбов, Писарев… На сцене таганрогского театра Чехов впервые увидел пьесы Шекспира, Островского, Гоголя. Антоша увлекается театром, а дома разыгрывает с братьями спектакли, пишет сценки, сказки в стихах, водевили.
-Трудное положение отца повлекло за собой разорение и ему пришлось в 1878 году с семьей перебраться в Москву.
Антон остался в Таганроге один заканчивать гимназию. На жизнь он зарабатывает случайными уроками. Это были годы неотступной бедности. Он высылает небольшие денежные переводы семье в Москву.
Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Федор Покровский. Здесь начались его первые литературные и сценические опыты.
В 1879году он закончил гимназию в Таганроге. В этом же году он переехал к родителям в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Н. Склифосовского, Г. Захарьина и других.
В 1884г.он окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра), в Читинской больнице, заведующим которой был известный доктор П. А. Архангельский. Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время он заведовал больницей.
-Чехов работал неимоверно много. В литературной поденщине надрывалось и гибло немало дарований. Только удивительной талантливостью и целеустремленностью Чехова можно объяснить, почему он не сломился в этих условиях.
-Молодого Чехова влекли литературные интересы. Вместе с братом Николаем Антон Павлович начал сотрудничать в юмористических журналах. Тексты иллюстрировал Николай.
Журналы: “Будильник”, “Стрекоза”, “Новое время”, “Русские ведомости”.

-Осенью 1889года А. П. Чехов начинает готовиться к поездке на Сахалин, куда его ведет огромное желание рассказать правду об этом месте “невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и неподневольный”.

Весной 1890г.почти 4500 верст на лошадях, сквозь холода, весеннюю распутицу…С дороги А.П. шлет путевые заметки. Огромное впечатление производит Сибирь, могучий Енисей: “Я стоял и думал: какая полная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!”
-С кем он там знакомится? Что нового узнает?
-Итогом поездки стала книга “Остров Сахалин”, полная раздумий писателя о социальном устройстве общества, которое порождает несправедливость и насилие.
-Тяжелый груз сахалинских переживаний явился основой, пожалуй, самого трагического чеховского произведения-повести “Палата №6”.”Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня такое ощущение, точно и я заперт в палате №6″-так передал свое впечатление о повести В. И. Ленин.
-Какие еще произведения писателя вам известны?
-90-е годы были временем расцвета творчества писателя. Один за другим появляются замечательные рассказы “Ионыч”, “Крыжовник”, “Человек в футляре”, “О любви”. Чехов показал, как много заложено в людях прекрасного и доброго и как незаметно и необратимо все это может утонуть в тине мелочей жизни.
-Этот период жизни тоже был плодотворным, который подарил ему возможность подарить нам незабываемые произведения. Вслед за этим периодом идет Мелихово.
В 1892г.Чехов покупает небольшую усадьбу в селе Мелихово. “Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни”, – объяснял Антон Павлович свое решение уехать в деревню. В Мелихове А. П. Чехов – бескорыстный и самоотверженный доктор, общественный деятель, радетель о нуждах людей.
-Ведущая особенность драматургии Чехова-“внутреннее действие”, та напряженная духовная жизнь героев, когда к ним приходит прозрение правды собственной жизни. Чехов показывает подлинную причину трагедии-ненормальное социальное устройство общества и поднимает вопрос о личной ответственности за свою судьбу.
-Частым гостем Антона Павловича был М. Горький считавший знакомство с Чеховым “самым ценным подарком судьбы”.
-Чехов умер 2 июня 1904 года в три часа утра, в Германии, в Баденвейлере, в отеле “Зомер”. Туда он поехал на курорт со своей женой поправить здоровье.

Домашнее задание :1.Составить хронологическую таблицу по творчеству А.П.Чехова.
2.Читать «Вишневый сад».
3.Письменно ответить на вопрос «Какие приемы использует Чехов в своих произведениях».
Письменные работы принимаются до 23.05.