17.05.22г. – 20.05.22г. Музыка 5 “А, Б, В, Г, Д, Е, Ж” Тема урока: “Портрет в музыке”

     Здравствуйте ребята!

Сегодня на уроке музыки мы поговорим о музыкальном портрете!…

     Для того чтобы начать этот разговор, вспомним, что такое портрет.

Изначально, термин относился к живописи, скульптуре, графике, фотографии. Затем слово стало применяться и к другим видам искусства: литературный портрет, музыкальный портрет.

Портрет – это произведение изобразительного искусства, содержащее изображение определённого человека или группы людей.

     В 1825 году великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин создал поэтический портрет – знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». Оно было посвящено Анне Керн, к которой поэт питал нежные чувства. Поэт рисует образ молодой женщины такими словами: мимолётное виденье, гений чистой красоты, милые небесные черты, нежный голос. Спустя 15 лет великий русский композитор Михаил Иванович Глинка написал романс на эти стихи и посвятил его дочери Анны Керн – Екатерине Керн.      Романс – камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

     Портреты в вокальных произведениях: романсах, операх, – поддерживаются текстом и образами, которые мы благодаря им представляем. Но создать портрет можно и с помощью одной только инструментальной музыки. Композитор, сочинивший романс, оперу и балет, может «нарисовать» музыкальный портрет реального человека, исторического героя или сказочного персонажа. Но и фортепианная музыка может изобразить характер, передать конкретные черты.Например композитор Модест Петрович Мусоргский продемонстрировал это в фортепианных пьесах «Гном» и «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки».

     Для создания портрета не всегда нужны краски. Портрет может быть не только художественным, но и литературным, а также музыкальным. Большое значение при создании портрета играет исполнитель. То, как он чувствует музыку, как передаёт её зрителю. Есть музыкальные портреты, подкреплённые словами, а есть и инструментальные полотна.

     Музыка пишет их своими выразительными средствами: тональностью и интонациями, темпом и ритмом, оркестровкой. Главное, желание услышать и увидеть то, что хотел передать автор. Ребята, сейчас предлагаю вам посмотреть видеоурок по сегодняшней теме.

 

 

 

Домашнее задание:  в рабочих тетрадях нарисовать портрет своего любимого литературного или сказочного героя. Желаю всем удачи! До свидания!