25.04.22г. 10 -ые кл. Русский язык. Служебные части речи. Предлог.

4.Предлог как служебная часть речи.
Знаменательные части речи можно противопоставить служебным. Само название термина «служебные» указывает на функциональность включения слов данной группы в речевое построение.
Служебные части речи в отличие от знаменательных частей речи не называют предметов, действий, признаков, не выполняют самостоятельной синтаксической функции в предложении. К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы.
– Запишите предложение.
Солнце садилось в травы, в туманы и росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перелива в кустах со стороны полотна (К Паустовский).
Найти все служебные части речи.
а)Назовите предлоги
б)Чем отличаются предлоги от союзов и частиц?
в) назовите известные вам предлоги
Предлог–служебная часть речи, обозначает отношение между объектом и субъектом, выражает зависимость существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетании и предложении. Предлоги не являются членами предложения, не имеют лексического значения, к ним нельзя задать вопрос.
Классификация по происхождению и строению
Непроизводные (древнейшие)
–в, без, до, из, к, на, по, о, от, перед, через, с, у ,за, над, об, под, про, для
Производные
предлоги образовались в более позднее время от других частей речи и подразделяются на:
Наречные: вблизи,
вглубь, вдоль, возле, около, вокруг, впереди, после и др.
Отыменные:
посредством, в роли, в зависимости от, путем, насчет, по поводу, ввиду, по случаю, в течение и др.
Глагольные
(образованы в большинстве своем от деепричастий нежели от глаголов –
благодаря, несмотря на, спустя и др.)

Классификация по отношениям
Пространственные -около, в , среди, на и др.
Временные -в течение, в предложение и др.
Причинные в виду, благодаря, вследствии, в связи, из –
за и др.
Целевые –для.
Морфологический разбор предлога.
Порядок разбора:
1. Часть речи.
2. Непроизводный или производный.
3. Простой или сложный.
4. Выражаем отношения (пространственные, временные, целевые, причинные).
5. С каким падежом употреблён.

5.Закрепление материала

1. Спишите, раскрыв скобки.
2) (В)виду плохой погоды экскурсию отменили. Имейте это, пожалуйста (в)виду.
3) Кружились снежинки (в)роде пушинок. (В) роде имен существительных нелегко разобраться.
4) (На)подобие этих фигур указывают не размеры, а формы. Перед путниками высилась скала (на)подобие стены.
5) Вода моментально устремилась (в)место прорыва. (В)место меня сегодня дежурит мой товарищ.
6) Мы бежали (на)встречу брызгам волн. Они отправились (на)встречу с любимым артистом.
Домашнее задание: опорный конспект “Предлог”. Перепишите предложения:
В течени .. столетий люди бе..пощадно охотились на бобров они ловили их в ловушки ставили хитр..умные капканы стреляли из луков и ружей. 2. В продолжени… трех дней мы не могли переправиться через бурную в течени… речку н.. одно суденышко не могло вступить в спор с раз..гравшейся стихией. 3. Мшары это озера заросшие в течени… тысячелетий. 4. В течени… часа мы были как в лихорадк.. . 5. В продолжени.. нескольких суток дорога была как в весенн.. распутицу. 6. ..следстви.. аварии в течени.. трех дней нам пр..шлось работать …ручную. 7. Он участвовал ..следстви.. об авари.. на станци.. как эксперт. 8. Несмотря на холод окна в доме ра..пахнуты ..стеж.. . 9. В течени.. трех часов альпинисты ..смотря ..низ подн..мались ..верх горы. 10. ..смотря на то что реч..нка обмелела перейти ее ..брод (по) прежнему ..возможно.11. Он пошел проч.. ..смотря н.. на кого. 12. В продолжени… всего вечера папа ..смотря на то что он ..роде бы (без) умолку и (без) устали шутил был не таким как всегда. 13. ..смотря на все мои старания я ..как ..мог заснуть бе..конечной вереницей тянулись мысли ..нужные и ..ясные. 14. Взволнова…ый он говорил очень тихо ..смотря в зал.
Объясните правописание. Подчеркните производные предлоги.
Смотреть (в)след уходящему теплоходу.
Жить (в)близи стадиона.
Сделать запрос (на)счет графика работы.
Разрешить отнести расходы (на)счет администрации.
Болеть (в)продолжени.. семестра.
(В)продолжени… фильма увидеть новых актеров.
(В)заключени… сделать в сочинении нужные обобщения.
(В)заключени… сочинения отсутствуют выводы.
(В)течени… всего лета шли дожди.
(В)виду шторма рыбаки не вышли в море.
(Не)смотря на все старания, он опоздал.
(В)следстви.. болезни он пропустил урок.
(В)следстви… были допущены ошибки.
(В)след экипажам двинулись люди.