06.12.22г. География, 10 класс. Численность и воспроизводство населения мира.

Урок по теме: “Численность и воспроизводство населения мира”.

В мире издавна существовал интерес к численности населения. Не­обходимо было знать численность рабочей силы, возможности для фор­мирования армии, сбора налогов и т.д. Впервые учет численности на­селения проводился 4 тыс. лет назад в государствах Востока — Египте, Китае, Индии. Позднее учет проводили в Древней Греции и Древнем Риме. Текущий учет постоянно проводится практически во всех стра­нах мира, за исключением Катара и Омана. 200 лет назад в конце XVIII — начале XIX в., в США, Англии, Франции и странах Северной Евро­пы были проведены всеобщие переписи населения. Сейчас перепися­ми охвачено практически все население мира. Переписи проводятся в большинстве стран мира каждые 10 лет в отличие от учета численности населения, которые несут функцию лишь узнать численность населе­ния. Переписи включают много вопросов и поэтому дают более под­робную демографическую картину.

Предлагаю вашему вниманию видеоматериал.

4. Изучение нового материала

Население вплоть до XVII-XVIII веков росло медленно и к тому же неравномерно (анализ рис. 10 в учебнике).

В чем причины небольшого роста населения до XX века? (Эпидемии, частые войны, нехватки продовольствия, низкий уровень жизни, недоста­точно развитая медицина.)

О численности мирового населения и темпах его роста дает представление таблица в учебнике.

Как видно из таблицы, в начале XX века произошел «демографичес­кий взрыв». (Подумайте, в каких регионах мира произошел демографи­ческий взрыв?)

В различных регионах мира население увеличивалось разными темпами.
Задание: Анализ таблицы 2 в учебнике. Просчитать темпы прироста населения в разных регионах и средние показатели в мире в целом. Какие регионы имеют показатели темпа прироста выше, чем в среднем по миру?

В 90 годах XX века темпы прироста стабилизировались, но остаются достаточно высокими. В мире в целом они составили около 1,5 % в год, в Африке — 3%, в Зарубежной Азии и Латинской Америке — 2%. Высокие темпы прироста вызывают целый ряд проблем:

Продовольственную — нехватка продуктов питания в некоторых регионах (в основном в тех, где наблюдаются высокие темпы прироста населения). В целом по миру недоедают 500 млн человек.

Истощение земель — из-за нерационального их использования.

3) Сведение лесов — вследствие вырубки на топливо и на увеличение новых земель под пашню.

4) Загрязнение окружающей среды — результат урбанизации, в виде большого количества свалок вокруг крупных городов, повышение востребованности в огромном материальном бытовом обеспечении.

5) Проблема нехватки чистой воды и т.д.

Страны — рекордсмены по среднегодовым темпам прироста населе­ния (прирост населения в % на конец XX века).

1.Катар – 5,8.

2.ОАЭ – 5,8.

3. Либерия — 5.5.

Французская Гвиана – 5,4.

Джибути — 4,8.

Иордания – 4,7.

Сьерра-Леоне – 4,5.

Эритрея — 4,2.

Сомали – 4.2.

Йемен – 4,1.

П. Афганистан – 3,7.

Нигер – 3,6.

Маршалловы острова — 3,5.

Оман – 3.3.

Соломоновы острова — 3,3.

Страны с минимальными показателями темпа прироста:

Россия — 0,6

Латвия — 0,6

Украина — 0,9

Болгария — 1

Эстония — 1,1

Страны – рекордсмены по численности населения на конец 90-х годов (на долю десяти крупнейших стран мира приходится более поло­вины всего мирового населения).

Китай – 1133682560.

Индия – 846302720.

США – 248709872.

Индонезия – 179378944.

Бразилия – 146825472.

Россия- 145118904.

Япония- 125570248.

Бангладеш – 111455184.

Нигерия – 88514504.

10. Пакистан-84253648.
Прогноз изменения лидеров стран по численности к 2050 году.

Индия- 1572055000.

Китай – 1462058000.

США – 397063000.

Пакистан – 344170000.

5 Индонезия – 311335000.

Нигерия – 278788000.

Бангладеш – 265432000.

Бразилия – 247244000.

Конго – 203527000.

Эфиопия – 186452.
Россия будет по прогнозам занимать 17 место, уступая Мексике, Филиппинам, Вьетнаму, Ирану, Египту, Японии.

Страны с самой маленькой численностью населения в мире (тыс. чел на 2017 год):

Ватикан – 0,8.

Антилья – 7.

Тувалу – 10.

Сан-Марино – 24.

Лихтенштейн – 31.

Монако – 32.

Сент-Китс и Невис – 41.

Антигуа и Барбуда – 65.

Андорра – 66.
ласс по теме: “Численность и воспроизводство населения”
Категория: География30.03.2020 19:27

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии для 10 класс по теме: “Численность и воспроизводство населения”»
Тема урока: Численность и воспроизводство населения.

Класс:10

Цели урока:

образовательные

Сформировать представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства населения.

2. Выявить закономерности динамики численности мирового населения.

3. Совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.

Развивающие.

Способствовать повышению интереса к географии.

Стимулировать желание расширить свой кругозор.

Способствовать развитию коммуникативных навыков: умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Развитие познавательного интереса. Речи. Памяти, мышления.

Умение работать с учебными пособиями, составлять схемы, используя текст параграфа.

Воспитательные:

1.Воспитывать чувство коллективизма, деликатность, умение выслушать мнения других.

2.Чувство любви к истории родного края, своей стране

3.Формировать активную гражданскую позицию

4. Формировать умение видеть существующую проблему и предлагать пути её решения.

Задачи:

образовательные: дать понятие «численность населения», «перепись населения»; сформировать представление об основных закономерностях размещения населения мира;

воспитательные: формировать умение определять по таблицам и картам численность стран и регионов мира;

развивающие: развивать умения и навыки работы с картами и текстом, статистическими данными.

Метапредметные:

Познавательные УУД: находить достоверные сведения о населении мира в источниках географической информации; объяснять, оценивать и прогнозировать демографические процессы современного мира на основе приобретённых знаний и умений.

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в процессе учебной деятельности; выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; применять на практике все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; интерпретировать географические аспекты социально-экономических статистических данных.

Предметные:

Развивать географическое мышление для определения географических аспектов изменения численности и особенностей современного процесса воспроизводства населения мира; сформировать систему комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях размещения населения; объяснять особенности динамики численности населения мира; прогнозировать изменение численности населения мира.

Личностные:

Осознание значимости и общности демографических проблем человечества; сформированность умений самооценки и принятия решений по изменению собственного поведения в связи с переоценкой ценностей; наличие опыта разрешения проблемных ситуаций; владение толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире; готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Оборудование: карта мира, таблицы, атласы.

Ход урока

Оргмомент

Проверка знаний и умений

фронтальный опрос по пройденной теме

Актуализация знаний и умений

В мире издавна существовал интерес к численности населения. Не­обходимо было знать численность рабочей силы, возможности для фор­мирования армии, сбора налогов и т.д. Впервые учет численности на­селения проводился 4 тыс. лет назад в государствах Востока — Египте, Китае, Индии. Позднее учет проводили в Древней Греции и Древнем Риме. Текущий учет постоянно проводится практически во всех стра­нах мира, за исключением Катара и Омана. 200 лет назад в конце XVIII — начале XIX в., в США, Англии, Франции и странах Северной Евро­пы были проведены всеобщие переписи населения. Сейчас перепися­ми охвачено практически все население мира. Переписи проводятся в большинстве стран мира каждые 10 лет в отличие от учета численности населения, которые несут функцию лишь узнать численность населе­ния. Переписи включают много вопросов и поэтому дают более под­робную демографическую картину.

4. Изучение нового материала

Население вплоть до XVII-XVIII веков росло медленно и к тому же неравномерно (анализ рис. 10 в учебнике).

В чем причины небольшого роста населения до XX века? (Эпидемии, частые войны, нехватки продовольствия, низкий уровень жизни, недоста­точно развитая медицина.)

О численности мирового населения и темпах его роста дает представление таблица:

Период

Примерная численность

населения (млн чел.)

Среднегодовые темпы прироста

численности населения (%)

7 тыс. лет до н.э.

10

0, 01

2 тыс. лет до н.э.

50

0,03

Начало нашей эры

230

0,1

Начало XI века

300

0,02

Начало XVI века

440

0,1

Середина XVII века

550

0,3

Начало XIX века

950

0,5

Начало XX века

1660

9,8

Середина XX века

2530

1,0

Конец XX века

6000

1,5

Как видно из таблицы, в начале XX века произошел «демографичес­кий взрыв». (Подумайте, в каких регионах мира произошел демографи­ческий взрыв?)

В различных регионах мира население увеличивалось разными темпами.
Задание: Анализ таблицы 2 в учебнике. Просчитать темпы прироста населения в разных регионах и средние показатели в мире в целом. Какие регионы имеют показатели темпа прироста выше, чем в среднем по миру?

В 90 годах XX века темпы прироста стабилизировались, но остаются достаточно высокими. В мире в целом они составили около 1,5 % в год, в Африке — 3%, в Зарубежной Азии и Латинской Америке — 2%. Высокие темпы прироста вызывают целый ряд проблем:

Продовольственную — нехватка продуктов питания в некоторых регионах (в основном в тех, где наблюдаются высокие темпы прироста населения). В целом по миру недоедают 500 млн человек.

Истощение земель — из-за нерационального их использования.

3) Сведение лесов — вследствие вырубки на топливо и на увеличение новых земель под пашню.

4) Загрязнение окружающей среды — результат урбанизации, в виде большого количества свалок вокруг крупных городов, повышение востребованности в огромном материальном бытовом обеспечении.

5) Проблема нехватки чистой воды и т.д.

Страны — рекордсмены по среднегодовым темпам прироста населе­ния (прирост населения в % на конец XX века).

1.Катар – 5,8.

2.ОАЭ – 5,8.

3. Либерия — 5.5.

Французская Гвиана – 5,4.

Джибути — 4,8.

Иордания – 4,7.

Сьерра-Леоне – 4,5.

Эритрея — 4,2.

Сомали – 4.2.

Йемен – 4,1.

П. Афганистан – 3,7.

Нигер – 3,6.

Маршалловы острова — 3,5.

Оман – 3.3.

Соломоновы острова — 3,3.

Страны с минимальными показателями темпа прироста:

Россия — 0,6

Латвия — 0,6

Украина — 0,9

Болгария — 1

Эстония — 1,1

Страны – рекордсмены по численности населения на конец 90-х годов (на долю десяти крупнейших стран мира приходится более поло­вины всего мирового населения).

Китай – 1133682560.

Индия – 846302720.

США – 248709872.

Индонезия – 179378944.

Бразилия – 146825472.

Россия- 145118904.

Япония- 125570248.

Бангладеш – 111455184.

Нигерия – 88514504.

10. Пакистан-84253648.
Прогноз изменения лидеров стран по численности к 2050 году.

Индия- 1572055000.

Китай – 1462058000.

США – 397063000.

Пакистан – 344170000.

5 Индонезия – 311335000.

Нигерия – 278788000.

Бангладеш – 265432000.

Бразилия – 247244000.

Конго – 203527000.

Эфиопия – 186452.
Россия будет по прогнозам занимать 17 место, уступая Мексике, Филиппинам, Вьетнаму, Ирану, Египту, Японии.

Страны с самой маленькой численностью населения в мире (тыс. чел на 2017 год):

Ватикан – 0,8.

Антилья – 7.

Тувалу – 10.

Сан-Марино – 24.

Лихтенштейн – 31.

Монако – 32.

Сент-Китс и Невис – 41.

Антигуа и Барбуда – 65.

Андорра – 66.

Конспект урока географии для 10 класс по теме: “Численность и воспроизводство населения”»
Тема урока: Численность и воспроизводство населения.

Класс:10

Цели урока:

образовательные

Сформировать представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства населения.

2. Выявить закономерности динамики численности мирового населения.

3. Совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.

Развивающие.

Способствовать повышению интереса к географии.

Стимулировать желание расширить свой кругозор.

Способствовать развитию коммуникативных навыков: умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Развитие познавательного интереса. Речи. Памяти, мышления.

Умение работать с учебными пособиями, составлять схемы, используя текст параграфа.

Воспитательные:

1.Воспитывать чувство коллективизма, деликатность, умение выслушать мнения других.

2.Чувство любви к истории родного края, своей стране

3.Формировать активную гражданскую позицию

4. Формировать умение видеть существующую проблему и предлагать пути её решения.

Задачи:

образовательные: дать понятие «численность населения», «перепись населения»; сформировать представление об основных закономерностях размещения населения мира;

воспитательные: формировать умение определять по таблицам и картам численность стран и регионов мира;

развивающие: развивать умения и навыки работы с картами и текстом, статистическими данными.

Метапредметные:

Познавательные УУД: находить достоверные сведения о населении мира в источниках географической информации; объяснять, оценивать и прогнозировать демографические процессы современного мира на основе приобретённых знаний и умений.

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в процессе учебной деятельности; выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; применять на практике все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; интерпретировать географические аспекты социально-экономических статистических данных.

Предметные:

Развивать географическое мышление для определения географических аспектов изменения численности и особенностей современного процесса воспроизводства населения мира; сформировать систему комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях размещения населения; объяснять особенности динамики численности населения мира; прогнозировать изменение численности населения мира.

Личностные:

Осознание значимости и общности демографических проблем человечества; сформированность умений самооценки и принятия решений по изменению собственного поведения в связи с переоценкой ценностей; наличие опыта разрешения проблемных ситуаций; владение толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире; готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Оборудование: карта мира, таблицы, атласы.

Ход урока

Оргмомент

Проверка знаний и умений

фронтальный опрос по пройденной теме

Актуализация знаний и умений

В мире издавна существовал интерес к численности населения. Не­обходимо было знать численность рабочей силы, возможности для фор­мирования армии, сбора налогов и т.д. Впервые учет численности на­селения проводился 4 тыс. лет назад в государствах Востока — Египте, Китае, Индии. Позднее учет проводили в Древней Греции и Древнем Риме. Текущий учет постоянно проводится практически во всех стра­нах мира, за исключением Катара и Омана. 200 лет назад в конце XVIII — начале XIX в., в США, Англии, Франции и странах Северной Евро­пы были проведены всеобщие переписи населения. Сейчас перепися­ми охвачено практически все население мира. Переписи проводятся в большинстве стран мира каждые 10 лет в отличие от учета численности населения, которые несут функцию лишь узнать численность населе­ния. Переписи включают много вопросов и поэтому дают более под­робную демографическую картину.

4. Изучение нового материала

Население вплоть до XVII-XVIII веков росло медленно и к тому же неравномерно (анализ рис. 10 в учебнике).

В чем причины небольшого роста населения до XX века? (Эпидемии, частые войны, нехватки продовольствия, низкий уровень жизни, недоста­точно развитая медицина.)

О численности мирового населения и темпах его роста дает представление таблица:

Период

Примерная численность

населения (млн чел.)

Среднегодовые темпы прироста

численности населения (%)

7 тыс. лет до н.э.

10

0, 01

2 тыс. лет до н.э.

50

0,03

Начало нашей эры

230

0,1

Начало XI века

300

0,02

Начало XVI века

440

0,1

Середина XVII века

550

0,3

Начало XIX века

950

0,5

Начало XX века

1660

9,8

Середина XX века

2530

1,0

Конец XX века

6000

1,5

Как видно из таблицы, в начале XX века произошел «демографичес­кий взрыв». (Подумайте, в каких регионах мира произошел демографи­ческий взрыв?)

В различных регионах мира население увеличивалось разными темпами.
Задание: Анализ таблицы 2 в учебнике. Просчитать темпы прироста населения в разных регионах и средние показатели в мире в целом. Какие регионы имеют показатели темпа прироста выше, чем в среднем по миру?

В 90 годах XX века темпы прироста стабилизировались, но остаются достаточно высокими. В мире в целом они составили около 1,5 % в год, в Африке — 3%, в Зарубежной Азии и Латинской Америке — 2%. Высокие темпы прироста вызывают целый ряд проблем:

Продовольственную — нехватка продуктов питания в некоторых регионах (в основном в тех, где наблюдаются высокие темпы прироста населения). В целом по миру недоедают 500 млн человек.

Истощение земель — из-за нерационального их использования.

3) Сведение лесов — вследствие вырубки на топливо и на увеличение новых земель под пашню.

4) Загрязнение окружающей среды — результат урбанизации, в виде большого количества свалок вокруг крупных городов, повышение востребованности в огромном материальном бытовом обеспечении.

5) Проблема нехватки чистой воды и т.д.

Страны — рекордсмены по среднегодовым темпам прироста населе­ния (прирост населения в % на конец XX века).

1.Катар – 5,8.

2.ОАЭ – 5,8.

3. Либерия — 5.5.

Французская Гвиана – 5,4.

Джибути — 4,8.

Иордания – 4,7.

Сьерра-Леоне – 4,5.

Эритрея — 4,2.

Сомали – 4.2.

Йемен – 4,1.

П. Афганистан – 3,7.

Нигер – 3,6.

Маршалловы острова — 3,5.

Оман – 3.3.

Соломоновы острова — 3,3.

Страны с минимальными показателями темпа прироста:

Россия — 0,6

Латвия — 0,6

Украина — 0,9

Болгария — 1

Эстония — 1,1

Страны – рекордсмены по численности населения на конец 90-х годов (на долю десяти крупнейших стран мира приходится более поло­вины всего мирового населения).

Китай – 1133682560.

Индия – 846302720.

США – 248709872.

Индонезия – 179378944.

Бразилия – 146825472.

Россия- 145118904.

Япония- 125570248.

Бангладеш – 111455184.

Нигерия – 88514504.

10. Пакистан-84253648.
Прогноз изменения лидеров стран по численности к 2050 году.

Индия- 1572055000.

Китай – 1462058000.

США – 397063000.

Пакистан – 344170000.

5 Индонезия – 311335000.

Нигерия – 278788000.

Бангладеш – 265432000.

Бразилия – 247244000.

Конго – 203527000.

Эфиопия – 186452.
Россия будет по прогнозам занимать 17 место, уступая Мексике, Филиппинам, Вьетнаму, Ирану, Египту, Японии.

Страны с самой маленькой численностью населения в мире (тыс. чел на 2017 год):

Ватикан – 0,8.

Антилья – 7.

Тувалу – 10.

Сан-Марино – 24.

Лихтенштейн – 31.

Монако – 32.

Сент-Китс и Невис – 41.

Антигуа и Барбуда – 65.

Андорра – 66.

Естественный прирост населения мира

Естественный прирост вычисляется по формуле: ЕП = Рождаемость – Смертность.

Учащимся предлагается по данным карт атласа заполнить таблицу «Естественный прирост населения»:

Очень высокий (30/1000)

Высокий (20/1000)

Средний (10/1000)

Низкий (2-10/1000)

Очень низкий

(менее 2/1000)

Кения

Зимбабве

Нигерия

Ливия

Таджикистан

Египет

Монголия

Филиппины

Бангладеш

Пакистан

Эфиопия

Мексика

Китай

Индия

Турция

Куба

Бразилия

Аргентина

Польша

Швеция

Франция

Великобритания

США

[Канада

Россия

Венгрия

ФРГ

Болгария

Австрия

Италия

После проверки качества заполнения таблицы учащиеся делают ана­лиз таблицы.

Высокий уровень естественного прироста характерен для стран с низ­ким уровнем экономики, развивающимся странам. Для стран с высоким уровнем развития экономики характерен средний и низкий уровень при­роста населения.

Естественный прирост зависит от типа воспроизводства населения. Он различен в разных странах. Хотя рождаемость, смертность — процессы биологические, но влияют на них социально-экономические факторы. Почему?

Смертность

На уровень смертности влияют такие процессы, как питание, санитар­но-гигиенические условия труда и быта людей, уровень развития и дос­тупности здравоохранения.

Учащиеся знакомятся с интересными фактами на с. 73 № 4, затем ана­лизируют таблицу «Показатели смертности по странам мира», если в ат­ласах есть карта смертности по миру, таблицу можно составить самим ученикам, а затем ее проверить.

Рождаемость

Ежегодно в мире рождается около 140 млн чел. (Интересные фак­ты № 3). Каждую секунду появляются 3 человека, каждую минуту — 175, каждый час – 10,4 тыс., каждые сутки — 250 тыс. новых землян. Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург, каждый месяц — население такой страны, как Австрия или Тунис.

Рождаемость также зависит от уровня социально-экономической структуры общества и от условий жизни людей. Но неправильно было бы определить прямую зависимость уровня рождаемости от уровня жизни в стране. Например, в США уровень естественного прироста средний, а в ФРГ он намного ниже. Россия переживает экономический кризис и, сле­довательно, рождаемость низкая, а в ФРГ и Италии экономическая жизнь стабильная, но рождаемость такая же низкая и естественный прирост от­рицательный. Как правило, по мере роста благосостояния и роста уровня образования, женщины вовлекаются в экономическую жизнь общества, на производство, увеличивается срок образования детей, увеличивается возраст вступления в брак, общее возрастание затрат на ребенка, также рост урбанизации влияет на уменьшение рождаемости. Следовательно, в развитых странах уровень рождаемости, как правило, падает. В странах с переходной экономикой повышение уровня жизни вызывает, наоборот, рост рождаемости.

Учащиеся записывают в тетрадь причины, повышающие рост рождаемости и причины, снижающие ее. (Вариант I рассматривает причины, ведущие к повышению уровня рождаемости, а вариант II — наоборот, к снижению ее.)

Социально-экономические причины, вызывающие низкие показатели рождаемости:

Высокий уровень урбанизации (выше 75%).

Высокий уровень жизни.

Высокий уровень образования и возрастание лет затраченных на учебу.

Увеличение расходов на содержание ребенка.

Изменение статуса женщины, эмансипация, появление у женщин новых ценностей, таких как независимость, желание сделать карьеру и т.д.

6. Увеличение доли пожилых людей и, следовательно, уменьшение доли работоспособных людей.

Последствия войн, конфликтов, терроризма.

Увеличение возраста вступления в брак, например, в Швеции и Да­нии доля населения вступающих в брак в возрасте 30 лет в первый раз близка к 50%.

Социально-экономические причины, вызывающие высокие показа­тели рождаемости:

Низкий уровень жизни.

Преобладание сельского образа жизни.

Религиозные обычаи, поощряющие многодетность.

Традиции многодетности.

Подневольное положение женщин, ранние браки.

Рост уровня медицины.

7. Улучшение санитарной культуры.

В упрощенном виде все страны можно разделить на страны двух типов воспроизводства населения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии для 10 класс по теме: “Численность и воспроизводство населения”»
Тема урока: Численность и воспроизводство населения.

Класс:10

Цели урока:

образовательные

Сформировать представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства населения.

2. Выявить закономерности динамики численности мирового населения.

3. Совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.

Развивающие.

Способствовать повышению интереса к географии.

Стимулировать желание расширить свой кругозор.

Способствовать развитию коммуникативных навыков: умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Развитие познавательного интереса. Речи. Памяти, мышления.

Умение работать с учебными пособиями, составлять схемы, используя текст параграфа.

Воспитательные:

1.Воспитывать чувство коллективизма, деликатность, умение выслушать мнения других.

2.Чувство любви к истории родного края, своей стране

3.Формировать активную гражданскую позицию

4. Формировать умение видеть существующую проблему и предлагать пути её решения.

Задачи:

образовательные: дать понятие «численность населения», «перепись населения»; сформировать представление об основных закономерностях размещения населения мира;

воспитательные: формировать умение определять по таблицам и картам численность стран и регионов мира;

развивающие: развивать умения и навыки работы с картами и текстом, статистическими данными.

Метапредметные:

Познавательные УУД: находить достоверные сведения о населении мира в источниках географической информации; объяснять, оценивать и прогнозировать демографические процессы современного мира на основе приобретённых знаний и умений.

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в процессе учебной деятельности; выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; применять на практике все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; интерпретировать географические аспекты социально-экономических статистических данных.

Предметные:

Развивать географическое мышление для определения географических аспектов изменения численности и особенностей современного процесса воспроизводства населения мира; сформировать систему комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях размещения населения; объяснять особенности динамики численности населения мира; прогнозировать изменение численности населения мира.

Личностные:

Осознание значимости и общности демографических проблем человечества; сформированность умений самооценки и принятия решений по изменению собственного поведения в связи с переоценкой ценностей; наличие опыта разрешения проблемных ситуаций; владение толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире; готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Оборудование: карта мира, таблицы, атласы.

Ход урока

Оргмомент

Проверка знаний и умений

фронтальный опрос по пройденной теме

Актуализация знаний и умений

В мире издавна существовал интерес к численности населения. Не­обходимо было знать численность рабочей силы, возможности для фор­мирования армии, сбора налогов и т.д. Впервые учет численности на­селения проводился 4 тыс. лет назад в государствах Востока — Египте, Китае, Индии. Позднее учет проводили в Древней Греции и Древнем Риме. Текущий учет постоянно проводится практически во всех стра­нах мира, за исключением Катара и Омана. 200 лет назад в конце XVIII — начале XIX в., в США, Англии, Франции и странах Северной Евро­пы были проведены всеобщие переписи населения. Сейчас перепися­ми охвачено практически все население мира. Переписи проводятся в большинстве стран мира каждые 10 лет в отличие от учета численности населения, которые несут функцию лишь узнать численность населе­ния. Переписи включают много вопросов и поэтому дают более под­робную демографическую картину.

4. Изучение нового материала

Население вплоть до XVII-XVIII веков росло медленно и к тому же неравномерно (анализ рис. 10 в учебнике).

В чем причины небольшого роста населения до XX века? (Эпидемии, частые войны, нехватки продовольствия, низкий уровень жизни, недоста­точно развитая медицина.)

О численности мирового населения и темпах его роста дает представление таблица:

Период

Примерная численность

населения (млн чел.)

Среднегодовые темпы прироста

численности населения (%)

7 тыс. лет до н.э.

10

0, 01

2 тыс. лет до н.э.

50

0,03

Начало нашей эры

230

0,1

Начало XI века

300

0,02

Начало XVI века

440

0,1

Середина XVII века

550

0,3

Начало XIX века

950

0,5

Начало XX века

1660

9,8

Середина XX века

2530

1,0

Конец XX века

6000

1,5

Как видно из таблицы, в начале XX века произошел «демографичес­кий взрыв». (Подумайте, в каких регионах мира произошел демографи­ческий взрыв?)

В различных регионах мира население увеличивалось разными темпами.
Задание: Анализ таблицы 2 в учебнике. Просчитать темпы прироста населения в разных регионах и средние показатели в мире в целом. Какие регионы имеют показатели темпа прироста выше, чем в среднем по миру?

В 90 годах XX века темпы прироста стабилизировались, но остаются достаточно высокими. В мире в целом они составили около 1,5 % в год, в Африке — 3%, в Зарубежной Азии и Латинской Америке — 2%. Высокие темпы прироста вызывают целый ряд проблем:

Продовольственную — нехватка продуктов питания в некоторых регионах (в основном в тех, где наблюдаются высокие темпы прироста населения). В целом по миру недоедают 500 млн человек.

Истощение земель — из-за нерационального их использования.

3) Сведение лесов — вследствие вырубки на топливо и на увеличение новых земель под пашню.

4) Загрязнение окружающей среды — результат урбанизации, в виде большого количества свалок вокруг крупных городов, повышение востребованности в огромном материальном бытовом обеспечении.

5) Проблема нехватки чистой воды и т.д.

Страны — рекордсмены по среднегодовым темпам прироста населе­ния (прирост населения в % на конец XX века).

1.Катар – 5,8.

2.ОАЭ – 5,8.

3. Либерия — 5.5.

Французская Гвиана – 5,4.

Джибути — 4,8.

Иордания – 4,7.

Сьерра-Леоне – 4,5.

Эритрея — 4,2.

Сомали – 4.2.

Йемен – 4,1.

П. Афганистан – 3,7.

Нигер – 3,6.

Маршалловы острова — 3,5.

Оман – 3.3.

Соломоновы острова — 3,3.

Страны с минимальными показателями темпа прироста:

Россия — 0,6

Латвия — 0,6

Украина — 0,9

Болгария — 1

Эстония — 1,1

Страны – рекордсмены по численности населения на конец 90-х годов (на долю десяти крупнейших стран мира приходится более поло­вины всего мирового населения).

Китай – 1133682560.

Индия – 846302720.

США – 248709872.

Индонезия – 179378944.

Бразилия – 146825472.

Россия- 145118904.

Япония- 125570248.

Бангладеш – 111455184.

Нигерия – 88514504.

10. Пакистан-84253648.
Прогноз изменения лидеров стран по численности к 2050 году.

Индия- 1572055000.

Китай – 1462058000.

США – 397063000.

Пакистан – 344170000.

5 Индонезия – 311335000.

Нигерия – 278788000.

Бангладеш – 265432000.

Бразилия – 247244000.

Конго – 203527000.

Эфиопия – 186452.
Россия будет по прогнозам занимать 17 место, уступая Мексике, Филиппинам, Вьетнаму, Ирану, Египту, Японии.

Страны с самой маленькой численностью населения в мире (тыс. чел на 2017 год):

Ватикан – 0,8.

Антилья – 7.

Тувалу – 10.

Сан-Марино – 24.

Лихтенштейн – 31.

Монако – 32.

Сент-Китс и Невис – 41.

Антигуа и Барбуда – 65.

Андорра – 66.

Естественный прирост населения мира

Естественный прирост вычисляется по формуле: ЕП = Рождаемость – Смертность.

Учащимся предлагается по данным карт атласа заполнить таблицу «Естественный прирост населения»:

Очень высокий (30/1000)

Высокий (20/1000)

Средний (10/1000)

Низкий (2-10/1000)

Очень низкий

(менее 2/1000)

Кения

Зимбабве

Нигерия

Ливия

Таджикистан

Египет

Монголия

Филиппины

Бангладеш

Пакистан

Эфиопия

Мексика

Китай

Индия

Турция

Куба

Бразилия

Аргентина

Польша

Швеция

Франция

Великобритания

США

[Канада

Россия

Венгрия

ФРГ

Болгария

Австрия

Италия

После проверки качества заполнения таблицы учащиеся делают ана­лиз таблицы.

Высокий уровень естественного прироста характерен для стран с низ­ким уровнем экономики, развивающимся странам. Для стран с высоким уровнем развития экономики характерен средний и низкий уровень при­роста населения.

Естественный прирост зависит от типа воспроизводства населения. Он различен в разных странах. Хотя рождаемость, смертность — процессы биологические, но влияют на них социально-экономические факторы. Почему?

Смертность

На уровень смертности влияют такие процессы, как питание, санитар­но-гигиенические условия труда и быта людей, уровень развития и дос­тупности здравоохранения.

Учащиеся знакомятся с интересными фактами на с. 73 № 4, затем ана­лизируют таблицу «Показатели смертности по странам мира», если в ат­ласах есть карта смертности по миру, таблицу можно составить самим ученикам, а затем ее проверить.

Рождаемость

Ежегодно в мире рождается около 140 млн чел. (Интересные фак­ты № 3). Каждую секунду появляются 3 человека, каждую минуту — 175, каждый час – 10,4 тыс., каждые сутки — 250 тыс. новых землян. Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург, каждый месяц — население такой страны, как Австрия или Тунис.

Рождаемость также зависит от уровня социально-экономической структуры общества и от условий жизни людей. Но неправильно было бы определить прямую зависимость уровня рождаемости от уровня жизни в стране. Например, в США уровень естественного прироста средний, а в ФРГ он намного ниже. Россия переживает экономический кризис и, сле­довательно, рождаемость низкая, а в ФРГ и Италии экономическая жизнь стабильная, но рождаемость такая же низкая и естественный прирост от­рицательный. Как правило, по мере роста благосостояния и роста уровня образования, женщины вовлекаются в экономическую жизнь общества, на производство, увеличивается срок образования детей, увеличивается возраст вступления в брак, общее возрастание затрат на ребенка, также рост урбанизации влияет на уменьшение рождаемости. Следовательно, в развитых странах уровень рождаемости, как правило, падает. В странах с переходной экономикой повышение уровня жизни вызывает, наоборот, рост рождаемости.

Учащиеся записывают в тетрадь причины, повышающие рост рождаемости и причины, снижающие ее. (Вариант I рассматривает причины, ведущие к повышению уровня рождаемости, а вариант II — наоборот, к снижению ее.)

Социально-экономические причины, вызывающие низкие показатели рождаемости:

Высокий уровень урбанизации (выше 75%).

Высокий уровень жизни.

Высокий уровень образования и возрастание лет затраченных на учебу.

Увеличение расходов на содержание ребенка.

Изменение статуса женщины, эмансипация, появление у женщин новых ценностей, таких как независимость, желание сделать карьеру и т.д.

6. Увеличение доли пожилых людей и, следовательно, уменьшение доли работоспособных людей.

Последствия войн, конфликтов, терроризма.

Увеличение возраста вступления в брак, например, в Швеции и Да­нии доля населения вступающих в брак в возрасте 30 лет в первый раз близка к 50%.

Социально-экономические причины, вызывающие высокие показа­тели рождаемости:

Низкий уровень жизни.

Преобладание сельского образа жизни.

Религиозные обычаи, поощряющие многодетность.

Традиции многодетности.

Подневольное положение женщин, ранние браки.

Рост уровня медицины.

7. Улучшение санитарной культуры.

Затем учитель предлагает учащимся проанализировать таблицу, или просто ознакомиться с ней. Если учащиеся работают с атласом, где есть карта рождаемости по миру, можно таблицу составить самим.

В упрощенном виде все страны можно разделить на страны двух типов воспроизводства населения. По данным текста, таблиц, графиков в учеб­нике учащимся предлагается заполнить таблицу

Сравниваемые черты

Первый тип воспроизводства

Второй тип воспроизводства

1. Уровень рождаемости

Низкий

Высокий

2. Уровень смертности

В странах, в которых проявляется «старение нации» смертность высокая

Смертность высокая, но не во всех странах, в основном смертность относительно низкая из-за высокой доли детей

3. Уровень естественного прироста

Низкий

Высокий, вплоть до

демографического взрыва

4. В каких странах распространены

В основном в развитых странах

В развивающихся странах

5. Доля детей

Низкая

Высокая

6. Доля пожилых людей

Высокая

Низкая

7. На что направлена

демографическая

политика.

На повышение рождаем ости

На понижение рождаемости

Сравнить две половозрастные пирамиды в учебнике. В чем разница двух пирамид, почему они имеют именно такой вид? По каким параметрам пирамиды можно судить о ее принадлежнос­ти к тому или иному типу воспроизводства населения?

Работа с терминами: депопуляция, старение нации, демографичес­кий взрыв, демографический кризис. В странах какого типа встречаются данные явления? В чем причина появления данных процессов?

Возрастной состав

Выделяются страны:

а) с прогрессивным типом возрастной структуры населения – с боль­шой долей детей (какой тип воспроизводства?);

б) со стационарным типом — равновесная по возрастам;

в) с регрессивным типом — большая доля пожилых и малая доля детей.

Информация к размышлению. Самая большая доля пожилых в Шве­ции – 25%, детей – в Йемене – 52%. Меньше всего пожилых людей в ОАЭ и Кувейте – 2%.

Какие проблемы испытывает страна с большой долей детей или по­жилых людей?

Демографическая политика

Демографическая государственная политика в зависимости от своей направленности дает определенные результаты. В основном ее действен­ность проявляется в изменении рождаемости в стране. В странах первого типа воспроизводства демографическая политика направлена на повы­шение рождаемости, а второго типа — наоборот, на уменьшение.

Теория демографического перехода

Задание № 4. Используйте текст учебника и другие источники информации для конкретизации схемы демографического перехода. Приведите примеры регионов и стран мира, которые в конце XX века находятся на разных этапах этого перехода. Где может встречаться первый этап демографического перехода в настоящее время? В каких европейских странах не было второго этапа демографического перехода и почему? (В странах участницах второй мировой войны демографического взрыва почти не наблюдалось, или он был небольшим, особенно в России.)

Изучая надгробные камни древних римлян, английский ученый Магдонелл пришел к выводу, что они жили в среднем 22 года. Точно такое число получили исследователи египетских мумий. Фараон Рамсес II прожил около 70 лет, в его царстве в то время не было людей, живших во времена правления предыдущего фараона, и египтяне считали, что фара­он бессмертен. О жизни в средние века папа Иннокентий III писал, что в ХII-ХIII веке мало кто достигал 46 лет, 60-летние люди – большое ис­ключение. В XVIII веке был достигнут 30-летний рубеж. В XIX веке бельгийцы жили в среднем 32 года, голландцы – 34; англичане – 33. Разная смертность была и среди разных слоев населения: среди зажиточ­ных 12, 6 промилле, среди рабочих – 27,2.

В 70-х годах 20 века продолжительность жизни в Швеции 71-75 лет, Пакистане – 35 лет.

Для характеристики продолжительности жизни используют показа­тель продолжительности предстоящей жизни, который говорит о том, сколько лет проживет человек, родившийся в соответствующем году, если условия для сохранения его здоровья останутся неизменными на протяжении всей его жизни.

Подумайте над следующими вопросами.
1. Почему в развивающихся странах так упорно сохраняется высокая рождаемость?

2. Какую демографическую политику вы порекомендовали бы вы среднеразвитой стране с немногочисленным населением и значительны­ми резервами пригодных для обработки земель?

3. Какую демографическую политику вы бы порекомендовали пра­вительству страны с низким уровнем развития, высокой плотностью насе­ления, ограниченными землями под пашню?
Оформить в форме эссе.

Д/з Т.3.параграф 1 задания в тетрадь.
Тему оформить!