Музыка, 5 «А», «Б», «В», «Г», «Д», «Е», «Ж», «З» классов. «Фольклор в музыке народных композиторов».

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с Вами проведём урок музыки в дистанционном формате. 

    Ранее мы говорили о таком жанре музыки,  как вокальная или, другими словами, песня. Вспомним, что песней называется наиболее распространённая форма вокальной музыки, которая объединяет поэтический текст с мелодией. Песня, в  её широком значении, включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева… Сегодня мы коснёмся народной песни, это культурное наследие, песни, которые сочинил народ!

     Вам уже известно, что народная музыка, как и народные сказки, былины, пословицы, долгое время передавались устно, «из уст в уста» и только в 18 веке впервые стали изучать и записывать народные песни, появились сборники  народных песен.  Широкое отражение народная песня нашла в русской профессиональной музыке : концерте, опере, симфонии…

     Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? 

     Тема нашего урока: «Вторая жизнь музыки». Михаил Иванович Глинка говорил «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем». Да, Глинка считал, что главный композитор, это народ, ему принадлежит главная композиторская роль.

     Многие русские композиторы в своём творчестве обращались к народным мотивам, героям, образам.

С особым вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок — музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно тому, как писатели и поэты пользуются богатствами народной речи. Сегодня мы узнаем, каким же образом композиторы использовали русское народное музыкальное творчество. 

     Прослушайте произведение Петра Ильича Чайковского «Камаринская»

     Слышен ли в этом произведении народный колорит? Не совсем… Прослушайте эту же «Камаринскую», но в исполнении оркестра  и подумайте, что же изменилось?

 Что  же изменилось в звучании произведения? Правильно, исполнитель! Когда композитор сочиняет произведение для определённого исполнителя, а потом это же произведение хотят исполнить другие, тогда делается ПЕРЕЛОЖЕНИЕ произведения. Переложение может делать как сам автор, так и другой композитор или исполнитель. 

     Переложение — обработка музыкального произведения для иного по сравнению с оригиналом состава исполнителей. 

     Ребята, переложение и обработка музыки, это способы её аранжировки. Аранжируют музыку композиторы для её лучшего художественного звучания.

 А сейчас мы с вами перейдём к вокальной работе. Давайте прослушаем песню «Весёлая кадриль» композитора Темнова.

 

    Какая это песня по характеру. Каким настроением она наделена?  Что такое «кадриль»? Ребята, на все эти вопросы вы ответите письменно, в тетради.

     Но помимо простых обработок, когда  песня остаётся песней, независимо от того сохранена она как вокальное сочинение, или изложена для какого-либо инструмента или оркестра, мы с вами знаем и более сложные типы обработок. Вспомним, как называется музыкальная форма, когда звучит форма с изменениями?

 Музыкальная форма, в которой звучит тема с изменениями, называется вариации

Просмотрите видеоматериал о влиянии фольклора на творчество русских композиторов.

 Домашнее задание: Опишите в тетради ваше впечатление о песне «Весёлая кадриль» Темнова. Что такое «кадриль».

Свои работы вы приносите в пятницу, 20 ноября в 214 кабинет.