Урок по теме «Ледники».
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы приступим к изучению темы «Ледники».
Отгадайте загадку:
Много лет в горах подряд
Снег идет и сыплет град.
Слой осадков тех велик,
И зовут его… (ледник)
Имя этой тайны – ледники. А что вы знаете о ледниках?
Мы сегодня будем гляциологами, то есть учеными, которые изучают ледники. Гляциология — наука о ледниках.
Дадим определение ледника.
— Ледник – многолетнее скопление льда на суше (запись в тетрадь).
Условия образования ледников.
Какие условия необходимы для образования ледника?
Где на планете такие условия можно наблюдать в настоящее время?
Ледники образуются из снега.
Происходит это в тех местах, где снега выпадает больше, чем успевает растаять, он накапливается, становится зернистым, превращается в фирн (учащиеся записывают этот термин в тетрадь), который под воздействием собственной силы тяжести превращается в лед. Это легко представить в виде схемы: снег фирн лед. ( Работа по схеме).
Лед в ледниках особенный. Поэтому он имеет даже собственное название – глетчерный (от немецкого слова «ледник»).
— На большей части территории нашей страны снега выпадает очень много. За зиму могут образоваться большие сугробы. Почему не образуются ледники? Подумайте и предложите свою версию ответа.
Температура воздуха должна быть ниже 0º С в течение года.
Снега должно выпадать больше, чем может растаять.
— Определите территории на Земле с похожими климатическими условиями.
Полярные области и горы.
Ребята, мы живём у подножия Кавказских гор и знаем, что их вершины покрыты льдом.
Объясните, почему на вершине вулкана Эльбрус находится ледник. Что происходит с температурой воздуха при поднятии вверх?
Найдите на карте Эльбрус и определите его абсолютную высоту.
Абсолютная высота горы – 5642 метра
Температура воздуха понижается на 6º С каждые 1000 метров.
Сколько раз происходит понижение температуры воздуха? 5642 : 1000 = 5,7 раз.
На сколько градусов понизится температура воздуха с высотой? 6º С х 5,7 = 35 º С.
Какой будет температура воздуха на вершине? t = (+25º С) – 35,4 = -10,4º С.
Учитель: В этом примере, на какой высоте снег не будет таять?
Ученики: 4000 метров.
Учитель: Ниже этой отметки температура воздуха положительная, поэтому выпавший снег тает и ледник не образуется.
3. Снеговая линия.
Снеговая линия – это уровень (граница), выше которого снег не тает, а накапливается, образуя ледник. (Учащиеся сами дают определение).
Задание. Положение снеговой линии (границы). На какой высоте находится снеговая граница в горах, на какой в Антарктиде, на острове Гренландия.
(Учащиеся говорят, что чем ближе к экватору, тем выше снеговая граница, чем ближе к полюсам, тем ниже, в полярных областях на уровне океана).
4. Строение ледника.
составьте по схеме рассказ, используя опорные слова: язык ледника, область расхода, снеговая линия, область накопления, ледопад.
5. Виды ледников. Предлагаю вам исследовать покровные и горные ледники и заполнить таблицу
Горные ледники | Покровные ледники | |
Размеры | ||
Форма | ||
Высота снеговой линии | ||
Скорость движения | ||
Значение |
- С какой скоростью движется ледник? (до 10 км в год ледники Гренландии; 80 м в сутки горные).
2. Что такое морена? Айсберг?
3. Какими условными знаками обозначаются горные и покровные ледники на физических картах?
4. Назовите самый длинный ледник нашей страны. (Ледник Безенги – 17,6 км на Кавказе).
5. В каких ледниках находится истоки рек?
6. Возможно ли образование ледников в нашей местности? ( Нет. Только если изменится климат и рельеф).
7. Что должно измениться, чтобы в нашей местности появились ледники? (Должно стать холодно или вырасти горы).8. Может ли из снега, который выпадает у нас и лежит белым покрывалом на земле, образоваться ледник? (Если лето не наступит).
6. Значение ледников.
Учитель: Как вы считаете, какое значение имеют ледники?
Ледники хранят в себе огромные запасы воды.
Эти гигантские холодильники на севере и юге Земли оказывают огромное влияние на климат всего земного шара.
ПОЮЩИЕ АЙСБЕРГИ. (- Ученые сейсмологи, наблюдавшие за поведением земной коры в Антарктике наткнулись на айсберг, который поет.
Немецкие ученые выяснили, что частота, на которой поет свои песни айсберг недостаточна, чтобы человек мог ее услышать.
Но если эти звуки воспроизвести с определенным ускорением, то можно услышать, что песня айсберга напоминает гудение пчелиного роя.
Выяснилось, что звуки исходили от айсберга, который налетел на выступ земной коры. А вода под высоким давлением проносится по его расщелинам и тоннелям и айсберг поет.
— Представьте о чем может петь айсберг?
Домашнее задание : § 25 учебник . Вопросы и задания.