Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765)
М.В. Ломоносов.
- Жизнь и творчество великого ученого.
- Жанр оды. Прославление в оде мира, Родины, науки.
Современники и потомки не скупились на характеристики Ломоносова. Его сравнивали с античными писателями, со знаменитым живописцем эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, с Галилеем, Гёте.
Гений русской литературы – А.С. Пушкин, писал о нем так: «Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстию сей души. Историк, ритор, механик, химик, художник, стихотворец, он всё испытал и всё проник». Через десятилетие поэт добавит: «Ломоносов создал первый наш университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». (А.С. Пушкин. «Путешествие из Москвы в Петербург», 1834).
Уникальность ломоносовской судьбы – не только в разнообразии занятий и достижений, благодаря которым его сравнивали с титанами эпохи Возрождения. Она и в другом – в поразительной борьбе с неблагоприятными обстоятельствами, в невероятной жизненной траектории, уложившейся всего в 53 года.
Биография Михаила Васильевича Ломоносова. Подготовить конспект и защитить его.
Ломоносов был настоящим сыном своего века, века Просвещения и классицизма, с его культом Разума, Государства, общего блага. В его бурной лихорадочной деятельности как-то терялась, исчезала отдельная человеческая судьба. Великий ученый верит в необходимость просвещенной монархии. Путь к вершинам просвещения видится ему в индивидуальном порыве при создании благоприятных условий.
Для истории русской культуры важны не только деятельность Ломоносова, но и его образ, пример его фантастической судьбы. Жизнь в данном случае разыграла счастливый сюжет «романа карьеры»: человек из низов, провинциал, преодолевая множество препятствий, находит свое призвание и приносит славу себе и отечеству. Судьба Ломоносова, шагнувшего из безвестности к вершинам науки и культуры, стала путеводной звездой для многих талантов во глубине России.
Жанр оды в творчестве М.В. Ломоносова.
Ломоносов не только был одним из первых русских поэтов Нового времени. Он разработал принципы силлабо-тонического(?) стихосложения, которые в главных чертах сохранились и сегодня.
В 1739 году никому пока не известный студент Михайло Ломоносов прислал в Академию наук из Германии «Письмо о правилах российского стихотворства», в котором были изложены основы новой стиховой системы, призванной заменить привычный для русской поэзии XVII века силлабических стих. Так, Ломоносов фактически заложил основы главного жанра русской поэзии XVIII века: торжественной оды.
Поводом оды становится какое-то важное для государства событие: восшествие на престол, день рождения ил бракосочетания царствующих особ. Но предмет, тематика оды разнообразны. Это событие включается в широкий контекст, позволяя поэту нарисовать пейзаж или картину сражения, обсудить общественную идею, поразмышлять о роли искусства и даже о собственной жизни.
Но все эти темы диктовались общей установкой искусства классицизма: созданием обобщенной, идеализированной картины мира, подчиненной требованиям Разума. Поэтому обязательным для оды считались высокий стиль и ораторская интонация.
Оды Ломоносова (в отличие от его современников А.П. Сумарокова, В.К. Тредиаковского) отличаются индивидуальными признаками. Они более свободны от обязательных требований как в композиции, так и в создании отдельных образов. Для ломоносовской оды характерно, как говорил он сам, «сопряжение далековатых идей». Его оды выводят формулу жанра: рациональный подход подчиняется свободе, поэтическому вдохновению.
Одной из вершин ломоносовского творчества в жанре торжественной оды стала «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
Домашнее задание:
1) повторить отрывок из «Слова…» (Плач Ярославны. Чтение отрывка наизусть).
2) Конспект биографии М.В. Ломоносова и защита законспектированного материала.
3) Пересказ жизни и творчества Ломоносова по учебнику и по лекции на сайте ДО.