14.09.2024, 10 Б, В. Литература “Повторение романа «Герой нашего времени».”

“Герой нашего времени” М.Ю. Лермонтов

«Именно такой роман наиболее соответствовал духу времени, потребности в беспощадном анализе современной действительности, во всей ее трагичности и в то же время в утверждении идеала»

Основные положения романа. 1. Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х гг. XIX в., временем жестокой реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Поэтому «герой нашего времени» — это герой 1830-х гг. 2. Противостояние Печорина общественной среде выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на реально-историческом материале. Поэтому «Герой нашего времени» считается в русской литературе первым социально-психологическим романом. 3. Противоречивость — главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой не удовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение. 4. Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя. 5. Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей. Выводы по сюжетной линии и фабуле романа. Печорин показан в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако Печорину присущи черты искренности, штрихи грусти, ноты безысходности, что вызывает у читателя сострадание. «Журнал Печорина» — это средство самораскрытия его характера. Личность героя сложна и противоречива. Он предстает в «Журнале» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь — расплата за собственные поступки. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других. Каждый образ романа оттеняет важные грани в характере Печорина. Мужские образы — двойники и антиподы героя, но все они ниже его по интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них нет способности к самоанализу. Женщины в романе выше, чище Печорина. Это натуры более цельные, умеющие любить и глубоко чувствовать.

Роман сходен с романтической поэмой, а главный герой изображен по принципам создания героев романтических поэм (отсутствие сведений о прошлом, изображение героя в моменты наивысшего напряжения, статичность образа, глубина внутренней жизни героя). Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков помогает читателю увидеть его личность с разных точек зрения. Кольцевая композиция символична. Она показывает бесполезность исканий героя (сравните с кольцевой композицией поэмы «Мцыри»). Новаторство Лермонтова проявилось в создании образа главного героя романа. Жизнь Печорина — это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер уже сложился и не меняется («Неужели я не тот же?» — глава «Максим Максимыч», сцена прощания). Главный принцип жизни героя — свобода, переходящая в индивидуализм. Но автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя. Система образов, психологический портрет и пейзаж оттеняют черты его характера. В романе звучат философские мотивы: для какой цели родится человек, зачем он живет, каково его предназначение, — поднимаются вечные проблемы добра и зла, смерти и бессмертия, человека и его судьбы. «Герой нашего времени» — социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 1830-х гг. Проза Лермонтова предвосхищает жанрово-стилевые особенности «натуральной школы», однако, по словам Ахматовой, в прозе «он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза — достояние лишь зрелого возраста».

 

Рефлексия. 

«Бэла».
      1. Сколько в повести рассказчиков? Каков художественный смысл их смены?
      2. Как в первом портрете Печорина угадывается противоречивость его характера?

«Максим Максимыч».
      1. От чьего лица ведется повествование в повести?
      2. Какие детали раскрывают состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина?

«Тамань».
      1. Каков художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?

«Княжна Мери».
      1. Как в повести проявляются черты самоанализа и самооценки Печорина? 
      2. Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким? В чем отличие взаимоотношений Печорина с Мери и Верой?

«Фаталист».
      1. В чем философский характер повести?