27.10.2022г. 9 «А», «Б» кл. Литература. «Творческий путь К.Н.Батюшкова».

Писатель Батюшков Константин Николаевич получил известность во второй половине 1810-х годов. В 34 года заболел неизлечимой душевной болезнью. Он стал предшественником Пушкина. Батюшков происходил из семьи среднепоместного дворянина, родился в Вологде 18 мая 1787 года. С 10-17 лет он учился в петербургских пансионах, прекрасно овладел французским, итальянским и латинским языками. Уже с юности Батюшков – блестяще образованный человек. Он основательно изучил философию и литературу французского Просвещения (Вольтер, Дидро, Руссо), античную поэзию (Гораций, Вергилий), творчество итальянского Возрождения (Данте, Боккаччо, Петрарка), русскую словесность прошлого столетия. С самого начала оказался членом прогрессивных литературных объединений – Вольного общества любителей словесности, наук и художеств и кружка АН Оленина. Среди его знакомств оказались ГР Державин, ИА Крылов и другие. С 1805 года Батюшков выступает в печати. Первые его стихи подражательны: сатиры, написанные под влиянием классических образцов «Послание к стихам моим», оды, созданные «по следам» Ломоносова и Державина «Бог». Но не поэтические успехи, ни удачно начавшаяся служба не удовлетворяют поэта. В 1807 он записался в народное ополчение и отправился в Прусский поход, остался в армии и в 1808-1809 участвует в войне со Швецией. Выйдя в отставку, много переезжает. Из деревни в Москву, то поместный дворянин, то развлекается. В 1812 году поступает в Петербурге на службу в Публичную библиотеку. Отечественная война бросает его во Владимир и Нижний Новгород, в Вологду и Москву, в Ярославль и вновь Петербург. В 1913-1814 – участник заграничного похода русской армии: Польша, Пруссия, Чехия, Франция, Англия, Швеция, Финляндия. Далее Петербург, Каменец-Подольский, Москва, Одесса и Италия (куда здоровым он не вернулся). Печальный итог своих скитаний выражен в стихотворной повести «Странствователь и демосед» 1815. Первое зрелое произведение поэта стала литературная сатира «Видение на брегах Леты» 1809. Он хотел определить собственные литературные ориентации. Батюшков выносит суровый приговор современникам: проверки в Лете никто не прошел. Только Крылов самобытен и народен. Батюшков прославляет радости бытия, дружбу, любовь, свободу личности и ее право на жизнь в соответствии с ее внутренними потребностями. «Полной чашей радость пить» — лозунг из стихотворения «Веселый час» 1810 г повторяется во многих стихах. Рисуя идеальный мир гармоничных людей, живущих под теплым солнцем, вне конкретно очерченного времени и пространства, Батюшков сознает всю условность этой воплощенной в стихах «мечты». За ней ощущается жестокий мир реальности, не позволяющий художнику выйти за границы «сказки». Поэтому в радостных стихах поэта есть картины веселья, которое может в любое время разрушиться вторжением «железного века». Этот образ впервые в русской поэзии употребил именно Батюшков. Поэт ощущает внутренние противоречия, скрывающиеся за видимой гармонией идеального бытия. Упоение жизнью и молодостью соединяется у него с предчувствием кризиса, отражающего сложности человеческой психологии. Естественным продолжением раннего эпикурейства поэта стал комплекс трагического осознания противоречий бытия, приведший к переосмыслению самого понятия «легкая поэзия». В дальнейшем творчество Батюшкова тяготеет к углубленному психологизму в изображении человеческой противоречивости: «К другу», «Последняя весна». К мотивам несчастливой любви, выразившимся в цикле стихотворений 1815 года, посвященных увлечению АФ Фурман «Мой гений», «Разлука» и других. К воссозданию извечного конфликта художника-творца с действительностью «Умирающий Тасс» и другие. Трагический итог поэт подводит в стихотворении «Судьба Одиссея» 1815.

Домашнее задание: составить конспект «Творческий путь К.Н.Батюшкова». Выписать эпитеты и метафоры из стихотворений К.Н.Батюшкова.