20.05. 2022г. 11 «А», «Б» кл. Русский язык. «Р.Р. Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.»

Текст. Построение текста. Функционально-смысловые типы речи
Вспомним (теоретический материал):
— Что называют текстом?
— Каковы основные признаки текста?
— Какими бывают смысловые отношения между предложениями в тексте?
Содержание каждого последующего предложения может раскрывать смысл предыдущего в целом или какой-либо его части, члена; содержание предложений может быть противопоставлено друг другу; сопоставлено и т. д. По смыслу могут быть связаны и предложения, отделенные друг от друга частью текста.
— О видах грамматической связи в тексте.
Цепная связь подразумевает сцепление предложения с предыдущим при помощи лексического повтора и грамматического повтора: повторения какого-либо слова, замены его синонимом, местоимением, перифразой, каким-либо соответствием, ассоциацией, одинаковыми формами членов предложения и т. д.
Параллельная связь происходит за счет сопоставления или противопоставления предложений. Этому может служить одинаковый порядок слов, антонимы, анафора — одинаковое начало предложений, одинаковая цель высказываний или интонация.
— Типы речи.
На протяжении столетий постепенно формировались функционально-смысловые типы речи, то есть способы, схемы, словесные структуры, которые используются в зависимости от назначения речи и её смысла.
Наиболее общими функционально-смысловыми типами речи являются описание, повествование и рассуждение. Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые наиболее типичные грамматические средства оформления текста.
Например, что какие-то предложения в тексте относятся к определённому типу речи: повествованию, описанию или рассуждению.
Это может быть также смешанный тип: повествование с элементами описания, рассуждение с элементами повествования и так далее.
Или же какие-то предложения могут содержать элементы определённого типа речи.
Или в утверждении может обозначаться логическая связь между предложениями: причина, следствие, противопоставление, пояснение, следствие, дополнение и так далее.
Значит, в этом предложении мы показываем – насколько хорошо мы определяем тип речи. Демонстрируем своё знание смешанных типов речи. И показываем, как мы устанавливаем логические связи между предложениями.
Трудности в этом задании связаны с тем, что часто нам бывает сложно разграничить типы речи и их элементы.
Бывает так, что мы путаем между собой и логические связи в предложениях – например, причину и следствие.
Кроме того, нас может ввести в заблуждение сама формулировка задания.
То есть, в этом задании мы можем выделить три части.
Различение типов речи.
Установление логических связей между предложениями.
По содержанию высказывания и способу подачи информации тексты выделяется три типа речи: повествование, описание, рассуждение. У каждого типа есть свои признаки.
В повествовании рассказывается о событиях, которые происходят сейчас, происходили или будут происходить. Обычно эти действия разворачиваются в хронологической последовательности. Повествование при этом может вестись как от третьего лица, так и от первого.
Что может указывать на повествование?
— место, время, действующее лицо.
— динамика текста, которая обеспечивается за счёт глаголов.
— в тексте можно выделить завязку, кульминацию и развязку, а иногда – вступление и заключение.
Текст-повествование можно обычно представить себе в виде фильма. Или в виде комикса, где одна сцена-действие сменяет другую.
Ключевая фраза для текста-повествования: «Тут что-то происходит».
Описание передаёт характеристику человека, предмета, места, явления и так далее. Цель описателя – сделать так, чтобы человек смог представить себе описываемый предмет, понять, что он из себя представляет. При этом раскрываются основные признаки того, что описывается.
Акцент может делаться на разных признаках.
При описании человека – мы обратим внимание на его рост, цвет глаз и волос, характер, особые приметы. При описании животного укажем не только внешние признаки, но и повадки, привычки. При описании предмета – можем остановиться на его истории или функциях.
Если мы говорим о месте – нас будет интересовать, где и что в этом месте находится.
Если речь о состоянии человека или окружающей среды – мы зададимся вопросами «каково здесь?» или «каково ему?»
В тексте описательного характера может быть много прилагательных, наречий, слов категории состояния. Однако встречаются и глаголы – например, когда описываются функции предмета. И могут даже встречаться рассказы о действиях, только это должны быть действия, которые происходят постоянно.
Текст-описание можно вообразить себе в виде картины, иллюстрации, схемы.
Ключевая фраза для такого текста – «А какое оно? А что оно из себя представляет?»
В тексте-рассуждении что-либо доказывается, разъясняется, в нём говорится о причинах или взаимосвязи событий. В тексте могут даваться опровержения и подтверждения мыслей, причинно-следственные связи событий и явлений. Часто такой тип речи появляется в текстах научного и публицистического стиля.
Что может указывать на то, что перед нами рассуждение?
— текст строится по схеме: тезис – аргумент – вывод. То есть, мысль, которую нужно доказать – доказательство или опровержение – итог.
— текст строится в вопросно-ответной форме.
— текст содержит много вводных слов, риторических вопросов и так далее.
— текст содержит много предложений с союзами однако, поскольку, потому что, несмотря на то что и так далее.
Можно выделить несколько видов рассуждения.
Рассуждение-объяснение – это попытка докопаться до сути явления и ответить на вопрос «что это такое?»
Рассуждение-размышление – это попытка ответить на вопросы «что делать?», «кто виноват?» и так далее.
В рассуждении-доказательстве мы пытаемся ответить на вопросы: почему дела обстоят так, а не иначе? И что из этого следует?
Оценка действительности – это высказывание отношения к предметам, явлениям, персоналиям.
Ключевых вопросов для текста-рассуждения может быть несколько: «Какова суть этого? Причина и следствие этого? Что с этим делать? Как к этому относиться».
Нельзя забывать, что нам довольно редко попадаются тексты, относящиеся только к повествованию или только к описанию. Чаще всего типы речи в тексте смешиваются. Но обычно один тип при этом доминирует.
В таком случае нам нужно увидеть, во-первых, какой тип речи в этом тексте важнее – какому типу уделяется больше места в тексте. Например, мы видим, что основное внимание уделяется действиям – значит, перед нами повествование.
И во-вторых, нужно отыскать элементы второго типа речи. Например, вместе с действиями встречаются характеристики предметов или героев. Тогда мы отмечаем, что перед нами повествование с элементами описания.
Чаще всего нам может встретиться смесь повествования и описания, иногда – рассуждения и описания. Сочетание повествования и рассуждение встречается реже.
При выполнении задания нам нужно также обращать внимание на формулировку утверждений.
Если в утверждении сказано, что в каких-то предложениях представлен определённый тип речи – то имеется в виду, что этот отрезок относится к этому типу речи.
А если в утверждении сказано, что в предложениях или предложении содержится определённый тип речи – значит, нам достаточно будет элементов этого типа речи.
В заданиях нам также нужно будет установить логические связи между предложениями. Здесь главное не перепутать между собой типы связей.

Домашнее задание: прочитайте отрывки из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Определите, к какому функционально-смысловому типу относится каждый из них (опишите один по образцу). Для обоснования ответа используйте данные таблицы.

а) В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появились двое граждан. Первый из них – приблизительно сорокалетний, одетый в серенькую летнюю пару, – был маленького роста, темноволос, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нёс в руке, а аккуратно выбритое лицо его украшали сверхъестественных размеров очки в чёрной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жёваных белых брюках и чёрных тапочках.
б) В течение её [ласточки] полёта в светлой теперь и лёгкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нём не нашёл. В частности, не нашёл ни малейшей связи между действиями Иешуа и беспорядками, происшедшими в Ершалаиме недавно. Бродячий философ оказался душевнобольным. Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом, прокуратор не утверждает. Но ввиду того, что безумные утопические речи Га-Ноцри могут быть причиною волнений в Ершалаиме, прокуратор удаляет Иешуа из Ершалаима и подвергнет его заключению в Кесарии Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора.

в) Иван ахнул за злодеями вслед и тотчас убедился, что догнать их будет очень трудно.

Тройка мигом проскочила по переулку и оказалась на Спиридоновке. Сколько Иван ни прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось. И не успел поэт опомниться, как после тихой Спиридоновки очутился у Никитских ворот, где положение его ухудшилось. Тут уже была толчея, Иван налетел на кой-кого из прохожих, был обруган. Злодейская же шайка к тому же здесь решила применить излюбленный бандитский приём – уходить врассыпную.
Цель создания текста
Содержание и форма текста
Типичные грамматические средства оформления
Тип текста: Описание
1) Перечисление признаков, свойств, элементов предмета речи.
2) Указание на его принадлежность к классу предметов.
3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования.

1) Представление о предмете в целом даётся в начале или в конце.
2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей.
3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом.
4) Используются приёмы сравнения, аналогии, противопоставления.
5) Текст легко свёртывается.

Простые и сложные предложения:
а) с прямым порядком слов;
б) составным именным сказуемым;
в) с глагольными формами одновременного действия;
г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;
д) с определительными характеристиками.
Тип текста: Повествование
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных (узловых) фактов и показом их взаимосвязи.
1) Соблюдается логическая последовательность.
2) Подчёркивается динамизм, смена событий.
3) Композиция хронологизирована.
Простые и сложные предложения:
а) с глагольным сказуемым совершенного вида;
б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий;
в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.
Тип текста: Рассуждение
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи.
1) Имеются тезис (положение, которое доказывается), аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса) и демонстрация (способ доказательства).
2) Используются размышления, умозаключения, пояснения.
3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности.
4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается.
Простые широко распространённые и сложные предложения:
а) с причастными и деепричастными оборотами;
б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели;
в) с глаголами разных видовых форм.

Образец (дорожные размышления Гринёва после проигрыша Зурину ста рублей и ссоры с Савельичем из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»):
Дорожные размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен. Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило.
Рассуждение начинается с утверждения тезиса: Дорожные размышления мои были не очень приятны. И хотя далее мы не находим придаточных причины, но само расположение последующих умозаключений воспринимается как объяснение причин недовольства Гринёва собой. В качестве аргументов выступает сумма проигрыша, «глупое» поведение и чувство вины перед старым слугой. В заключении делается вывод о внутреннем состоянии рассказчика, что воспринимается как следствие «горестных умозаключений»: Всё это меня мучило.