Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока: «ПОГОДА И КЛИМАТ»
Ход урока.
— Сегодня мы продолжаем путешествие по огромным просторам воздушной оболочки Земли, которая называется атмосфера.
Предлагаю вашему вниманию видеоурок. Смотрите и запоминайте!
Погода не дает нам скучать. Переменчивая, непостоянная и капризная погода постоянно преподносит сюрпризы: КАКИЕ?
-то жара, то ливневые дожди, то оттепель среди зимы, то похолодания поздней весной или резкие морозы.
Часто мы также говорим «Погода хорошая» или « Погода плохая». Для детей выпавший глубокий снег – развлечение; для городского хозяйства испытание. Для горожанина жаркая сухая погода -повод отдохнуть на речке, а для деревенского жителя – это? (засуха; может погибнуть урожай).
Слово «погода» знакомо каждому из нас. Скажите, а в каких случаях, ситуациях вы говорите о погоде? Ну и что же такое «погода» по вашему мнению?
В науке дается следующее определение ПОГОДА – это состояние тропосферы (нижнего слоя атмосферы) в данное время в данном месте.
Мы уже выяснили, что погода не всегда одинаковая, значит что-то должно влиять на ее изменение.
Сейчас я предлагаю вам открыть учебник на странице 125 и прочитать пункт 2. Ваша задача, в процессе чтения попытаться выделить две основные причины изменения погоды.
А теперь скажите, какие же это две причины.
1. Изменение температуры воздуха;
2. Перемещение воздушных масс.
При повышении температуры увеличивается влажность воздуха, при понижении – уменьшается.
Другая причина изменения погоды — перемещение воздушных масс с одной территории на другую. Если воздух находится над какой-либо земной поверхностью, он приобретает определенные свойства. Например, над Северным Ледовитым океаном образуется холодная воздушная масса. Над тропическими пустынями воздушная масса горячая, запыленная и сухая. Над океаном воздух, насыщенный водяным паром.
На территорию нашей страны периодически могут приходить воздушные массы с Атлантического, Северного Ледовитого океана. Если зимой придут воздушные массы с Северного Ледовитого океана, то они принесут сильные морозы, ясную и сухую погоду.
Если же подует западный ветер, то он принесёт воздушные массы с Атлантического океана. Тогда зимой повышается температура и наблюдается оттепель.
Южный ветер приносит к нам тёплые воздушные массы.
— Ребята, а как вы узнаете какая погода на улице?
— Погоду сейчас мы можем посмотреть за окном и увидеть или выйти на балкон. А если нам нужно знать погоду на завтра?
— Правильно, в большинстве стран мира существуют специальные службы погоды, которые занимаются изучением и измерением погоды, станции эти называются – метеорологические, а сотрудники, работающие там – метеорологи. А как вы считаете, как же люди предсказывали погоду, когда не существовало таких служб и специальных приборов.
Продолжаем читать учебник и отмечать знаками новую и известную информацию. Страница 126 пункт 3.
В настоящее время вся территория Земли покрыта сетью метеорологических станций, которые собирают информацию о состоянии погоды над определенной территорией и отсылают её в гидрометеорологические службы, а те, в свою очередь, во Всемирные метеорологические центры, которых всего три в мире. Один из них расположен в Москве, а два других – в Вашингтоне (США) и Мельбурне (Австралия). В этих центрах обрабатывают информацию о погоде со всего мира.
На основании данных об элементах погоды синоптики разрабатывают синоптические карты.
Синоптические карты – это такие карты, на которых цифрами и специальными символами нанесены результаты наблюдений за элементами погоды в определённые моменты времени. Такие карты дают наглядное представление о состоянии погоды в данный момент. Синоптические карты составляются по нескольку раз в день и с их помощью делаются более точные прогнозы погоды.
Одинаково ли изменяется погода из года в год?
В один год лето может быть прохладным и сухим, а в другой год – жарким и влажным. Такие изменения погоды определяют климат территории.
Климат – это многолетний режим погоды, характерный для данной местности. Климат в любой части Земли неодинаков. В экваториальных широтах климат и погода ничем не отличаются, потому что круглый год на этой территории очень высокие температуры, а после полудня всегда идут дожди.
В средних широтах понятия «погода» и «климат» отличаются друг от друга, потому что здесь уже наблюдается смена пор года (зима, весна, лето и осень). В приполярных широтах погода и климат снова теряют свое различие: круглый год здесь наблюдаются сильные морозы.
Для того, чтобы описать климат конкретной местности, существуют определенные характеристики.
С 127 пункт 5. Читаем.
Выдержки из текста: данные о средних многолетних температурах воздуха по месяцам, среднем многолетнем количестве осадков и режиме их выпадения, преобладающих ветрах. Включают сведения об отклонениях от климатических показателей от нормы: самых высоких и самых низких температурах, самом большом и малом количестве осадков.
Для сравнения количества осадков выпадающих в разных точках Земли за год, среднемесячных температур, подсчитывают среднее многолетние показатели выражают на диаграммах.
Записываем.
У нас с вами осталось еще 2 важных момента. И первый – это влияние климата на природу и жизнь человека. Давайте вновь обратимся к учебнику и прочитаем пункт 6 с. 128.
Итак, что зависит от климата?
В абзаце сказано, что от климата зависят пища, одежда, жилище и образ жизни людей. А далее нас просят привести примеры.
И второй важный момент – общие черты и черты различия между климатом и погодой.
Домашнее задание: параграф 30 + выполнить задание №5 письменно.
На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась ниже 10 градусов мороза? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.
На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась до 15 градусов мороза? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.
На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха была выше 0 градусов? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.
На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха была ниже 0 градусов? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.
Просмотрено: