12.05. — 13.05.2022г. География, 6 класс. Погода и климат.

Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока: «ПОГОДА И КЛИМАТ» 

Ход урока.

— Сегодня мы продолжаем путешествие по огромным просторам воздушной оболочки Земли, которая называется  атмосфера.

Предлагаю вашему вниманию видеоурок. Смотрите и запоминайте!

Погода не дает нам скучать. Переменчивая, непостоянная и капризная погода постоянно преподносит сюрпризы: КАКИЕ?

-то жара, то ливневые дожди, то оттепель среди зимы, то похолодания поздней весной или резкие морозы.

Часто мы также говорим «Погода хорошая» или « Погода плохая». Для детей выпавший глубокий снег – развлечение; для городского хозяйства испытание. Для горожанина жаркая сухая погода -повод отдохнуть на речке, а для деревенского жителя – это? (засуха; может погибнуть урожай).

Слово «погода» знакомо каждому из нас. Скажите, а в каких случаях, ситуациях вы говорите о погоде? Ну и что же такое «погода» по вашему мнению?

В науке дается следующее определение ПОГОДА – это состояние тропосферы (нижнего слоя атмосферы) в данное время в данном месте.

Мы уже выяснили, что погода не всегда одинаковая, значит что-то должно влиять на ее изменение.

Сейчас я предлагаю вам открыть учебник на странице 125 и прочитать пункт 2.  Ваша задача, в процессе чтения попытаться выделить две основные причины изменения погоды.

А теперь скажите, какие же это две причины.

1. Изменение температуры воздуха;

2. Перемещение воздушных масс.

При повышении температуры увеличивается влажность воздуха, при понижении – уменьшается.

Другая причина изменения погоды —  перемещение воздушных масс с одной территории на другую. Если воздух находится над какой-либо земной поверхностью, он приобретает определенные свойства. Например, над Северным Ледовитым океаном образуется холодная воздушная масса. Над тропическими пустынями воздушная масса горячая, запыленная и сухая. Над океаном воздух, насыщенный  водяным паром.

На территорию нашей страны периодически могут приходить воздушные массы с Атлантического, Северного Ледовитого океана. Если зимой придут воздушные массы с Северного Ледовитого океана, то они принесут сильные морозы, ясную и сухую погоду.

Если же подует западный ветер, то он принесёт воздушные массы с Атлантического океана. Тогда зимой повышается температура и наблюдается оттепель.

Южный ветер приносит к нам тёплые воздушные массы.

— Ребята, а как вы узнаете какая погода на улице?

— Погоду сейчас мы можем посмотреть за окном и увидеть или выйти на балкон. А если нам нужно знать погоду на завтра? 

 — Правильно, в большинстве стран мира существуют специальные службы погоды, которые занимаются изучением и измерением погоды, станции эти называются – метеорологические, а сотрудники, работающие там – метеорологи. А как вы считаете, как же люди предсказывали погоду, когда не существовало таких служб и специальных приборов.

Продолжаем читать учебник и отмечать знаками новую и известную информацию. Страница 126 пункт 3.

В настоящее время вся территория Земли покрыта сетью метеорологических станций, которые собирают информацию о состоянии погоды над определенной территорией и отсылают её в гидрометеорологические службы, а те, в свою очередь, во Всемирные метеорологические центры, которых всего три в мире. Один из них расположен в Москве, а два других – в Вашингтоне (США) и Мельбурне (Австралия). В этих центрах обрабатывают информацию о погоде со всего мира.

На основании данных об элементах погоды синоптики разрабатывают синоптические карты.

Синоптические карты – это такие карты, на которых цифрами и специальными символами нанесены результаты наблюдений за элементами погоды в определённые моменты времени. Такие карты дают наглядное представление о состоянии погоды в данный момент. Синоптические карты составляются по нескольку раз в день и с их помощью делаются более точные прогнозы погоды.

Одинаково ли изменяется погода из года в год?

В один год лето может быть прохладным и сухим, а в другой год – жарким и влажным. Такие изменения погоды определяют климат территории.

Климат – это многолетний режим погоды, характерный для данной местности. Климат в любой части Земли неодинаков. В экваториальных широтах климат и погода ничем не отличаются, потому что круглый год на этой территории очень высокие температуры, а после полудня всегда идут дожди.

В средних широтах понятия «погода» и «климат» отличаются друг от друга, потому что здесь уже наблюдается смена пор года (зима, весна, лето и осень). В приполярных широтах погода и климат снова теряют свое различие: круглый год здесь наблюдаются сильные морозы.

Для того, чтобы описать климат конкретной местности, существуют определенные характеристики.

С 127 пункт 5. Читаем.

Выдержки из текста: данные о средних многолетних температурах воздуха по месяцам, среднем многолетнем количестве осадков и режиме их выпадения, преобладающих ветрах. Включают сведения об отклонениях от климатических показателей от нормы: самых высоких и  самых низких температурах, самом большом и малом количестве осадков.

Для сравнения количества осадков выпадающих в разных точках Земли за год, среднемесячных температур,  подсчитывают среднее многолетние показатели выражают на диаграммах.

Записываем.

У нас с вами осталось еще 2 важных момента. И первый – это влияние климата на природу и жизнь человека. Давайте вновь обратимся к учебнику и прочитаем пункт 6 с. 128.

Итак, что зависит от климата?

В абзаце сказано, что от климата зависят пища, одежда, жилище и образ жизни людей. А далее нас просят привести примеры.

И второй важный момент – общие черты и черты различия между климатом и погодой.

 Домашнее задание: параграф 30 + выполнить задание №5 письменно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась ниже 10 градусов мороза? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.

 

 

 

На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась до 15 градусов мороза? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.

 

 

 

На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха была выше 0 градусов? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.

 

 

 

 

 

На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха была ниже 0 градусов? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.

 

 

 

Просмотрено: