Урок 1. Согласные звонкие и глухие. Согласные твердые и мягкие.
Здравствуй, Мария! Обратимся к учебнику. Откроем страницу 130, материал для наблюдения. Прочитайте задание про себя. Кто сможет ответить на поставленные вопросы?
На какие две группы делятся согласные звуки? Как их различить?
( В образовании звонких согласных участвует голос, глухие же образуются без голоса).
А теперь мы попробуем с вами ответить на вопрос: «Какую же функцию выполняют парные звонкие и глухие согласные?»
Дом – том Почка – бочка Шалость – жалость Доска — тоска
Балка – палка Горка – корка Колос – голос Точка — дочка
Тело – дело Злой – слой Жар – шар Слить — злить
Вывод: парные согласные выполняют смыслоразличительную функцию, т.е. если в слове изменить звуковой состав, то изменится лексическое значение.
Итак, Мария, в потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков мы называем фонетическими процессами.
Обозначение звонких и глухих согласных на письме
Сравните, какой звук обозначает буква Д в словах САДЫ, САД и ПОСАДКА.
САДЫ САД ПОСАДКА
[сады] [сат] [пасатка]
Вывод: В русском языке звонкие согласные могут заменяться парными им глухими согласными на конце слова или перед глухим согласным. Этот процесс называется оглушением.
С глухими согласными в словах может происходить противоположное явление. В позиции перед звонкими согласными глухие согласные могут заменяться на парные звонкие, то есть озвончаться.
просить просьба
[прас,ит, ] [проз,ба]
Вывод: глухой согласный может заменяться парным звонким перед звонкими согласными.
— Чтобы не ошибиться в правописании проверяемой согласной, какое правило должны знать?
(Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р : дуб- дубы, круг- круглый, дорожка – дороженька).
Домашнее задание.
Стр. 156-159 правило, упр.215 (письменно)
Урок 2-3. Слог. Ударение
— Мария, прочитай, пожалуйста, забавную историю про маленького Петю, который прочитал однажды в газете странную заметку под названием «Путаница».
«Однажды Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в город Ярославль приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей города своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л. Шишханова».
Петя очень удивился.
«Мама, — спросил он. – Почему во всем Ярославле только один орган? Ведь орган есть у каждого человека, и не один. И какой орган вылечили – сердце, почки? Какая-то странная заметка!»
— Какие же слова спутал Петя? Почему возникла путаница?
(Итак, орган – это музыкальный инструмент и орган – это часть организма человека)
— А нет ли среди наших учеников таких, которые, спутав ударение, могут попасть в забавную ситуацию?
— Итак, тема нашего урока называется «Слог, ударение».
— Сегодня мы узнаем, какими особенностями обладает наше русское ударение, все ли слова имеют ударение, для чего нужно правильно ставить ударение.
Домашнее задание.
Стр. 171-175 правило, упр.242 (письменно)
Урок 4. Выразительные средства фонетики.
Среди выразительных средств фонетики выделяют следующие: аллитерацию, ассонанс, звукоподражательные слова.
Аллитерация – повторение в стихотворной речи (реже – в прозе) одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи. Аллитерация выделяет отдельные слова и строки, которые становятся поэтому особенно выразительными.
Ассонанс – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков, один из видов звукописи. Повтор звуков усиливает выразительность поэтической речи.
(Из «Краткого словаря литературоведческих терминов» Тимофеева Л.И. и Тураева С.В.)
К выразительным средствам фонетики относятся также звукоподражательные слова, которые своим звучанием передают звуки окружающей действительности. Одни из них передают звучание человеческого голоса (охать, хихикать), другие – звуки, издаваемые животными (гавкать, мяукать), иные же подражают голосам неживой природы (скрипеть, тикать). Но в любом случае они очень выразительны.
https://youtu.be/2L3c5M4vJTA
Домашнее задание.
Стр. 191-195 правило, СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ на стр.196 (письменно)