Урок №1. Предложения с прямой речью.
Добрый день, Мария! Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересными и необычными синтаксическими конструкциями – предложениями с прямой речью и узнаем, как правильно их оформлять при письме.
Прямая речь – это чьи-либо слова, переданные без искажения, точно так, как они были сказаны.
Рассмотрим предложение: Мама спросила: «Где ты был?»
Мария, назови прямую речь. («Где ты был?») Кому она принадлежит? (Маме). Какие слова вводят прямую речь? (Мама сказала).
Запомни, слова автора — это часть предложения, вводящая прямую речь.
— Итак, предложения с прямой речью всегда состоят из 2 частей: прямая речь и слова автора. Потренируемся определять эти части.
1. «А, старая знакомая, здравствуй!» — ласково проговорила Лиса.
2. «Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать», — ответила Серая Шейка.
3. Заяц сказал: «Берегись, Серея Шейка, она опять придёт».
4. Серая Шейка спрашивала: «Ведь вы весной вернётесь?» (Запиши все эти 4 предложения в тетрадь по русскому языку)
— Какие особенности ты заметила? (прямая речь заключается в кавычки, всегда начинается с заглавной буквы).
— Теперь обратим внимание на оформление слов автора. Заключаются ли они в кавычки? (Нет)
— А с какой буквы записываются слова автора? (пишутся с заглавной буквы, если находятся в начале предложения; пишутся со строчной буквы, если находятся в середине предложения)
— Какие знаки препинания могут разделять прямую речь и слова автора? (двоеточие или тире)
Давай вспомним, о чём узнали сегодня на уроке.
1. Предложения с прямой речью состоят из двух частей: прямой речи и слов автора.
2. Прямая речь пишется всегда с заглавной буквы и заключается в кавычки.
3. Слова автора не заключаются в кавычки.
4. Если слова автора стоят перед прямой речью, то они пишутся с большой буквы и между частями предложения ставится кавычки .
5. Если слова автора стоят после прямой речи, то они пишутся с маленькой буквы и между частями предложения ставится тире.
6. Вопросительный и восклицательные знаки ставятся внутри кавычек, а точка и запятая- после кавычек.
Урок №2. Синтаксический разбор простого предложения.
Посмотри, пожалуйста, видеоурок.
Домашнее задание:
1. изучить параграф 33
2. упр.170 письменно.
Урок №3-4. Простое и сложное предложение.
Мария, запишите предложение и произведи полный синтаксический разбор:
В морозном воздухе кружились снежинки.
— Мы продолжаем изучать тему «Предложение». Ответим на вопросы:
Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).
По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).
По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные)
Что такое грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое)
— Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?
Простое предложение – это предложение, в котором одна грамматическая основа.
Сложное предложение – это предложение, в котором две и более грамматических основы, связанных по смыслу и интонационно.
Какие это предложения? Выполни устно:
Пришла осень.
Пришла осень и позолотила листья на деревьях.
Пришла осень, и лес надел золотой наряд.
Видеоурок:
Домашнее задание:
1. изучить параграф 34
2. Упр. 171 (1 и 5 предл.)- письменно
3. Упр. 174 — письменно