Урок 1. Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе (Анализ 6—14 глав)
Символическим предвестием грозных исторических событий стали буран и страшный сон, увиденный Гринёвым. Во время пугачёвщины обнаружился тайный смысл происшедшего в этой главе.
История — неподвластная людям, враждебная им сила, соизмеримая с судьбой, — разрушила быт, казавшийся незыблемым, втянула Гринёва и всех обитателей Белогорской крепости в свой водоворот. Она подвергла героев романа суровым испытаниям, проверяя их волю, мужество, верность долгу и чести, человечность.
Пушкин показал в романе тёмный и светлый лики истории. Она может погубить человека, но может дать его душе «сильное и благое потрясение».В исторических испытаниях в человеке проявляются скрытые волевые качества. Подлость и низость делают его законченным негодяем. История даёт шанс спастись даже в сложных испытаниях тем, кто честен, человечен и милосерден. Жёсткая и капризная, историческая реальность не исключает «чудесной» случайности. Кажется, что сама история не только карает и губит, но и возвышает людей, милостива к ним.
Комендант с семьёй, офицеры, живя в отдалённой и оторванной от жизни страны крепости, не могли представить себе надвигающейся опасности, хотя и ощущали её. У казаков, крестьян, башкир, киргизов, которые до сих пор никак не обнаруживали своих настроений, появился предводитель. Имя его было неизвестно в Белогорской крепости, как, вероятно, и в других крепостях.
Центральная проблема романа — проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств. Именно поэтому Пугачёв показан не глазами приближённого, который изобразил бы его великим государем, и не глазами опытного дворянского историка, действующего в угоду официальной точке зрения, а обыкновенного дворянина, который никогда не примет пьяницу за государя, но и не станет из каких-либо соображений искусственно «снижать» образ. Гринёв видит перед собой сорокалетнего мужика, среднего роста, худощавого, широкоплечего, с проседью в чёрной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутовским выражением лица. В центре сюжета авантюрист, который в силу роковой случайности станет во главе грандиозных исторических событий.
• Каким предстаёт перед читателем Пугачёв во взятой им Белогорской крепости? Почему всё происходящее Гринёв называет комедией?
• В каких эпизодах Пугачёв раскрывается до конца, сбрасывает маскарадный костюм?
Вывод : Постоянная готовность заплатить жизнью за свою честь и любовь делает дворянина Гринёва до конца свободным.
Такое поведение превращает самого простодушного героя «Капитанской дочки» в самого мужественного и стойкого из её персонажей. Эта серьёзность образа оттенена лёгкой усмешкой, с какой автор описывает «жизненное пространство» других героев. Пугачёв царствует в избе, оклеенной золотой бумагой, генерал планирует оборону от пугачёвцев в яблоневом саду, утеплённом соломкой… И только Гринёв и Савельич окружены открытым пространством судьбы; они постоянно устремлены за ограду — дворянского ли Оренбурга, пугачёвской ли крепости: туда, где они не защищены от обстоятельств, но внутренне свободны от них.
• Каков смысл замечаний рассказчика: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»; «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений»?
В этих словах заключён смысл романа, состоящий не в том, чтобы «перейти» на одну из сторон исторического конфликта, и не в том, чтобы отказаться от верности любой «власти», а в том, чтобы остаться внутренне свободным, обнаружить внутри своего лагеря, своего сословия, своей традиции общечеловеческое — и ему служить не за страх, а за совесть.
Домашнее задание:
1.составить конспект по биографии М.Ю.Лермонтова;
2.записать историю создания “Мцыри”.
Урок 2. Обобщающий урок по повести Александра Сергеевич Пушкина «Капитанская дочка»
– Какие события легли в основу «Капитанской дочки»? Какова история замысла романа?
(А. С. Пушкин работал над «Капитанской дочкой» с 1833 по 1836 год. В основе произведения – крупное событие из истории России второй половины XVIII века: восстание под предводительством Емельяна Пугачева 1773–1774 гг.
Вспомним историю создания романа: Пушкина увлекла мысль изучить развитие пугачевского движения – один из ключевых моментов русской истории – еще в 1832 г., когда он знакомился с эпохой царствования Петра I. В двадцатом томе «Полного собрания законов Российской империи» он обнаружил множество материалов, связанных с восстанием: Манифест Екатерины II, ее именные указы, а также сенатские указы, заполненные материалами судебных разбирательств для плененных мятежников Пугачева и его товарищей. Но только в 1833 г. Пушкин более тщательно знакомится с этим периодом истории: он изучает архивные документы, посещает те места, где происходило восстание (Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск, Берды); собирает сведения о Пугачеве и его сподвижниках у живых свидетелей. Результатом явился труд «История Пугачевского бунта».
Документальный материал разрушил первоначальную схему «Капитанской дочки»: в центре сюжета должна была быть судьба дворянина Шванвича, врага Орловых, перешедшего на сторону Пугачева. Когда 19 октября 1836 года Пушкин поставил точку на рукописи «Капитанской дочки», он уже не думал о крестьянском восстании под предводительством дворянина. Шванвич был превращен в предателя Швабрина, а центральным персонажем сделался верный долгу и присяге и одновременно гуманный человек «жестокого века», странный приятель вождя крестьянского бунта Гринев.)
– Определите жанр «Капитанской дочки». Обоснуйте свое мнение.
(«Капитанская дочка» – исторический роман, который в основном соответствует художественным принципам, выработанным Вальтером Скоттом, автором наиболее авторитетных образцов исторических сочинений XIX века: 1) в центре авторского внимания – эпоха, показанная через судьбу главного героя и определяющая различные перипетии его жизни; 2) главные герои – вымышленные персонажи (Гринев); 3) в произведении присутствуют и исторические, реально существующие лица, но по отношению к любовной интриге они второстепенны (Екатерина II, Пугачев); 4) центральной в сюжете является любовная линия, которая развивается на фоне исторических событий (любовный треугольник: Гринев – Маша – Швабрин).
Пушкин не только усваивал опыт Вальтера Скотта, но и преодолевал свойственные его произведениям недостатки, обновляя жанр исторического романа. Новаторство Пушкина проявлялось в том, что в центре произведения – описание бунта, а любовная линия, составляющая основу сюжета, после кульминационного момента – получение письма от родителей Гринева – ослабевает, и на первый план выходит изображение пугачевского бунта.)
– Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в романе?
Тема повести: показать исторические события Пугачёвского бунта в художественном изображении и жизнь в этих событиях героев повести – Петра Гринёва, семью Миронова, предателя Швабрина. Необыкновенный образ русской девушки, которая в начале повести- робкое, застенчивое существо, но в момент смертельной опасности ничего не боится, спасая свою любовь. Именно в честь Маши Мироновой А.С.Пушкин назвал свою повесть.
Народная война и её последствия. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Пушкин не идеализирует крестьянское восстание, ибо оно повлекло за собой разбой, зло, страдания тысячи людей.
– В чем проявляется своеобразие композиции «Капитанской дочки»?
– Как раскрывается личность Пугачева во время встреч с Гриневым? Какие черты характера определяют его поведение?
– Насколько объективно автор показывает в повести своего героя – Пугачева?
(На первый план выступает образ Пугачева как народного героя. Пугачев кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой.
Пушкин наделяет героя чертами русского национального характера: умом, сметливостью («Сметливость его и тонкость чутья меня изумляли»), широтой натуры («Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай», «А разве нет удачи удалому?»), способностью совершать благородные поступки, смелостью и отвагой («Картечь хватили в самую середину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди»).
«Капитанская дочка» оказалась своего рода завещанием Пушкина. Открывая читателю выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами социального развития России и судьбы русского народа.
Завершая цикл уроков о Пушкине, очень надеюсь, что мы не прощаемся с великим мастером слова, который всем своим творчеством воздвиг себе «памятник нерукотворный».
Тест по повести "Капитанская дочка".
Навигация (только номера заданий)
0 из 20 заданий окончено
Вопросы:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
Информация
В тесте 20 заданий, время для выполнения — 20 минут. У вас будет одна попытка, поэтому приступайте к тестированию только после изучения материалов урока. Для получения хорошего результата необходимо знание текста произведения.
Желаю удачи!
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Тест загружается...
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- С ответом
- С отметкой о просмотре
-
Задание 1 из 20
1.
Количество баллов: 1Пугачев в повести «Капитанская дочка» представлен как
-
Задание 2 из 20
2.
Количество баллов: 1Кому принадлежит высказывание
«Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»? -
Задание 3 из 20
3.
Количество баллов: 1Какие фольклорные жанры использует А. С. Пушкин для создания образа Пугачева?
-
Задание 4 из 20
4.
Количество баллов: 1Какие черты русского национального характера показаны А.С. Пушкиным в образе Пугачева?
-
Задание 5 из 20
5.
Количество баллов: 1Какие символические образы используются А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка»?
-
Задание 6 из 20
6.
Количество баллов: 1Почему произведение, посвящённое в большей степени Гринёву, названо «Капитанская дочка»?
-
Задание 7 из 20
7.
Количество баллов: 1Кто командовал в крепости при отсутствии капитана Миронова?
-
Задание 8 из 20
8.
Количество баллов: 1Как в Белогорской крепости оказался А.И. Швабрин?
-
Задание 9 из 20
9.
Количество баллов: 1В свободное от службы время Петр Гринев:
-
Задание 10 из 20
10.
Количество баллов: 1Что стало причиной дуэли Гринёва с Швабриным?
-
Задание 11 из 20
11.
Количество баллов: 1Чем закончился поединок Гринёва и Швабрина?
-
Задание 12 из 20
12.
Количество баллов: 1Кто из русских писателей 18 века дал высокую оценку литературным опытам Гринёва?
-
Задание 13 из 20
13.
Количество баллов: 1Какие наставления дал отец Петру Гринёву, отправляя его на службу?
-
Задание 14 из 20
14.
Количество баллов: 1Соотнесите имя героя с описанием его портрета:
Элементы сортировки
- француз Бопре
- Пугачёв.
- Швабрин
- Иван Кузмич
- Андрей Карлович
-
«Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности».
-
"Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали".
-
"...невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым".
-
"Впереди стоял комендант, высокого росту, в колпаке и в китайском халате".
-
"...мужчина роста высокого, но уже сгорбленного старостию. Длинные волосы его были совсем белы".
-
Задание 15 из 20
15.
Количество баллов: 1Соотнесите имя героини с описанием ее портрета:
Элементы сортировки
- Маша Миронова
- Екатерина II
- Василиса Егоровна
- Авдотья Васильевна
-
«..девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели».
-
«Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»
-
"на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию ..."
-
"в слезах наказывала мне беречь мое здоровье..."
-
Задание 16 из 20
16.
Количество баллов: 1Чьи это слова:
“Умирать так умирать: дело служивое!”. -
Задание 17 из 20
17.
Количество баллов: 1Сколько лет было Петру Гринёву, когда отец решил отправить его на службу? (ответ запишите цифрой)
-
Задание 18 из 20
18.
Количество баллов: 1Кто из героев говорит эти слова:
“Государь, она не под караулом…она больна…она в светлице лежит”.(запишите только фамилию) -
Задание 19 из 20
19.
Количество баллов: 1Главная проблема, которая возникает в произведении «Капитанская дочка» – проблема
-
Задание 20 из 20
20.
Количество баллов: 1Какое изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении: «Василиса Егоровна сделала ему несколько замечаний…, как судия, начинающий следствие…» (ответ запишите с маленькой буквы)