10.12.20. Литература. 8 “А”,”Г”кл. Урок №1.Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе. Урок №2. Обобщающий урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Урок 1. Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе (Анализ 6—14 глав)

Символическим предвестием грозных исторических событий стали буран и страшный сон, увиденный Гринёвым. Во время пугачёвщины обнаружился тайный смысл происшедшего в этой главе.
История — неподвластная людям, враждебная им сила, соизмеримая с судьбой, — разрушила быт, казавшийся незыблемым, втянула Гринёва и всех обитателей Белогорской крепости в свой водоворот. Она подвергла героев романа суровым испытаниям, проверяя их волю, мужество, верность долгу и чести, человечность.
Пушкин показал в романе тёмный и светлый лики истории. Она может погубить человека, но может дать его душе «сильное и благое потрясение».В исторических испытаниях в человеке проявляются скрытые волевые качества. Подлость и низость делают его законченным негодяем. История даёт шанс спастись даже в сложных испытаниях тем, кто честен, человечен и милосерден. Жёсткая и капризная, историческая реальность не исключает «чудесной» случайности. Кажется, что сама история не только карает и губит, но и возвышает людей, милостива к ним.
Комендант с семьёй, офицеры, живя в отдалённой и оторванной от жизни страны крепости, не могли представить себе надвигающейся опасности, хотя и ощущали её. У казаков, крестьян, башкир, киргизов, которые до сих пор никак не обнаруживали своих настроений, появился предводитель. Имя его было неизвестно в Белогорской крепости, как, вероятно, и в других крепостях.
Центральная проблема романа — проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств. Именно поэтому Пугачёв показан не глазами приближённого, который изобразил бы его великим государем, и не глазами опытного дворянского историка, действующего в угоду официальной точке зрения, а обыкновенного дворянина, который никогда не примет пьяницу за государя, но и не станет из каких-либо соображений искусственно «снижать» образ. Гринёв видит перед собой сорокалетнего мужика, среднего роста, худощавого, широкоплечего, с проседью в чёрной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутовским выражением лица. В центре сюжета авантюрист, который в силу роковой случайности станет во главе грандиозных исторических событий.
Каким предстаёт перед читателем Пугачёв во взятой им Белогорской крепости? Почему всё происходящее Гринёв называет комедией?
• В каких эпизодах Пугачёв раскрывается до конца, сбрасывает маскарадный костюм?
Вывод : Постоянная готовность заплатить жизнью за свою честь и любовь делает дворянина Гринёва до конца свободным.
Такое поведение превращает самого простодушного героя «Капитанской дочки» в самого мужественного и стойкого из её персонажей. Эта серьёзность образа оттенена лёгкой усмешкой, с какой автор описывает «жизненное пространство» других героев. Пугачёв царствует в избе, оклеенной золотой бумагой, генерал планирует оборону от пугачёвцев в яблоневом саду, утеплённом соломкой… И только Гринёв и Савельич окружены открытым пространством судьбы; они постоянно устремлены за ограду — дворянского ли Оренбурга, пугачёвской ли крепости: туда, где они не защищены от обстоятельств, но внутренне свободны от них.
Каков смысл замечаний рассказчика: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»; «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений»?
В этих словах заключён смысл романа, состоящий не в том, чтобы «перейти» на одну из сторон исторического конфликта, и не в том, чтобы отказаться от верности любой «власти», а в том, чтобы остаться внутренне свободным, обнаружить внутри своего лагеря, своего сословия, своей традиции общечеловеческое — и ему служить не за страх, а за совесть.
Домашнее задание:
1.составить конспект по биографии М.Ю.Лермонтова;
2.записать историю создания “Мцыри”.

Урок 2. Обобщающий урок по повести Александра Сергеевич Пушкина «Капитанская дочка»
Какие события легли в основу «Капитанской дочки»? Какова история замысла романа?
(А. С. Пушкин работал над «Капитанской дочкой» с 1833 по 1836 год. В основе произведения – крупное событие из истории России второй половины XVIII века: восстание под предводительством Емельяна Пугачева 1773–1774 гг.
Вспомним историю создания романа: Пушкина увлекла мысль изучить развитие пугачевского движения – один из ключевых моментов русской истории – еще в 1832 г., когда он знакомился с эпохой царствования Петра I. В двадцатом томе «Полного собрания законов Российской империи» он обнаружил множество материалов, связанных с восстанием: Манифест Екатерины II, ее именные указы, а также сенатские указы, заполненные материалами судебных разбирательств для плененных мятежников Пугачева и его товарищей. Но только в 1833 г. Пушкин более тщательно знакомится с этим периодом истории: он изучает архивные документы, посещает те места, где происходило восстание (Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск, Берды); собирает сведения о Пугачеве и его сподвижниках у живых свидетелей. Результатом явился труд «История Пугачевского бунта».
Документальный материал разрушил первоначальную схему «Капитанской дочки»: в центре сюжета должна была быть судьба дворянина Шванвича, врага Орловых, перешедшего на сторону Пугачева. Когда 19 октября 1836 года Пушкин поставил точку на рукописи «Капитанской дочки», он уже не думал о крестьянском восстании под предводительством дворянина. Шванвич был превращен в предателя Швабрина, а центральным персонажем сделался верный долгу и присяге и одновременно гуманный человек «жестокого века», странный приятель вождя крестьянского бунта Гринев.)
Определите жанр «Капитанской дочки». Обоснуйте свое мнение.
(«Капитанская дочка» – исторический роман, который в основном соответствует художественным принципам, выработанным Вальтером Скоттом, автором наиболее авторитетных образцов исторических сочинений XIX века: 1) в центре авторского внимания – эпоха, показанная через судьбу главного героя и определяющая различные перипетии его жизни; 2) главные герои – вымышленные персонажи (Гринев); 3) в произведении присутствуют и исторические, реально существующие лица, но по отношению к любовной интриге они второстепенны (Екатерина II, Пугачев); 4) центральной в сюжете является любовная линия, которая развивается на фоне исторических событий (любовный треугольник: Гринев – Маша – Швабрин).
Пушкин не только усваивал опыт Вальтера Скотта, но и преодолевал свойственные его произведениям недостатки, обновляя жанр исторического романа. Новаторство Пушкина проявлялось в том, что в центре произведения – описание бунта, а любовная линия, составляющая основу сюжета, после кульминационного момента – получение письма от родителей Гринева – ослабевает, и на первый план выходит изображение пугачевского бунта.)
Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в романе?
Тема повести: показать исторические события Пугачёвского бунта в художественном изображении и жизнь в этих событиях героев повести – Петра Гринёва, семью Миронова, предателя Швабрина. Необыкновенный образ русской девушки, которая в начале повести- робкое, застенчивое существо, но в момент смертельной опасности ничего не боится, спасая свою любовь. Именно в честь Маши Мироновой А.С.Пушкин назвал свою повесть.
Народная война и её последствия. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Пушкин не идеализирует крестьянское восстание, ибо оно повлекло за собой разбой, зло, страдания тысячи людей.
В чем проявляется своеобразие композиции «Капитанской дочки»?
– Как раскрывается личность Пугачева во время встреч с Гриневым? Какие черты характера определяют его поведение?
– Насколько объективно автор показывает в повести своего героя – Пугачева?
(На первый план выступает образ Пугачева как народного героя. Пугачев кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой.
Пушкин наделяет героя чертами русского национального характера: умом, сметливостью («Сметливость его и тонкость чутья меня изумляли»), широтой натуры («Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай», «А разве нет удачи удалому?»), способностью совершать благородные поступки, смелостью и отвагой («Картечь хватили в самую середину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди»).
«Капитанская дочка» оказалась своего рода завещанием Пушкина. Открывая читателю выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами социального развития России и судьбы русского народа.
Завершая цикл уроков о Пушкине, очень надеюсь, что мы не прощаемся с великим мастером слова, который всем своим творчеством воздвиг себе «памятник нерукотворный».

Тест по повести "Капитанская дочка".

 В тесте 20 заданий, время для выполнения — 20 минут. У вас будет одна попытка, поэтому приступайте к тестированию только после изучения материалов урока. Для получения хорошего результата необходимо знание текста произведения.

Желаю удачи!