10.12.2020 г. Литература, 6 “Б”, “Д” классы. Трагическая непреодолимость одиночества при общей родственности судьбы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» (1 час)

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы поразмышляем на тему одиночества вместе с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Послушайте романс “На севере диком…” на стихи Михаила Юрьевича. Рассмотрите картину И.И. Шишкина “На севере диком…”: Выразительно прочитайте стихотворение. Почему север назван “диким”? Как вы понимаете слово “риза”? Почему оно здесь? Какой смысл несёт? Какое это художественное средство: “… одета, как ризой, она”? Что и кого символизирует сосна? А пальма? Почему они обе спят? Как называется мотив сна в произведениях искусства? Приведите примеры произведений литературы, музыки, живописи, скульптуры и других видов искусств, где этот мотив присутствует. Есть ли нечто общее у “севера дикого” и “пустыни далёкой”? Почему они здесь противопоставлены? Как называется приём художественного противопоставления? Выпишите из текста ключевые слова (они могут оказаться однокоренными, а также синонимическими и антонимическими парами), художественно-изобразительные средства: метафору, олицетворение, эпитеты, сравнение. Найдите в Интернете историю создания стихотворения. Выучите его наизусть, запишите на видео. Письменные работы и видеозаписи присылайте мне по электронной почте julia-bekuzarova@yandex.ru и What’s App (89034251786). С уважением, Юлия Юрьевна