Урок №1. Проблема долга и чести в «Песне…» М.Ю.Лермонтова.
Здравствуйте, ребята!
Мы продолжаем изучать «Песню про Ивана Васильевича…». Сегодня мы рассмотрим проблему чести и долга в поэме «Песня про Ивана Васильевича…».
- Что такое нравственный выбор?
- Какой нравственный выбор делает Калашников?
Домашнее задание: письменный ответ на вопрос — Почему своё произведение М.Ю.Лермонтов назвал «Песней…»?
Урок №2. Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича.
Главными героями произведения «Песня про Ивана Васильевича…» являются Калашников и Кирибеевич.
-
-
- Какой момент, по вашему мнению, является самым напряжённым?
- Поговорим о характерах героев.
- Между кем происходит главное столкновение? — Где впервые мы встречаем Кирибеевича?
- Что мы о нём узнаём? Кто он? Из какой семьи? Как выглядит?
- Какое впечатление производит на нас Кирибеевич после чтения первой главы?
- Но что настораживает нас в его поведении?
- Изменяется ли наше отношение к Кирибеевичу во второй главе?
- Думает ли Кирибеевич о том, как отразится его поступок на репутации Алёны Дмитревны?
- Как мы называем людей, которые думают только о себе?
- Как изменяется внешность Кирибеевича, когда он узнаёт, кто вышел биться с ним?
- Как изображѐн Калашников перед боем?
- Как и Кирибеевич, Калашников кланяется сначала “царю грозному”. Но потом ещѐ “белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому…”. Как это характеризует Калашникова?
- Почему в этом поединке побеждает Калашников?
- Что спасает Калашникова в кулачном бою от смертельного удара Кирибеевича? Сравните поведение Кирибеевича и Калашникова перед боем. Опричник идёт на бой «потешить царя нашего батюшку». Он хвастлив, уверен в себе и в том, что равных ему в бою не будет. Привык быть первым, в его характере проявляются спесь, высокомерие, нежелание считаться с другими. Калашников участвует в бою, чтобы защитить честь семьи. «Не шутку шутить, не людей смешить…вышел я на страшный бой, на последний бой» — эти слова Калашникова знаменуют превращение потешного боя в судный поединок.
- Кто вершит суд над Калашниковым?
- Какова роль Ивана Грозного в кульминационном моменте, т.е. поединке?
- Как вы думаете, почему автор делает царя Ивана Васильевича непосредственным участником этого поединка?
- Как поступает Иван Грозный с Калашниковым, его семьёй? Почему?
- Вывод :по мнению Лермонтова, именно ответственность перед семьёй и родом укрепляет личность, делает её сильной. За Калашниковым – весь народ, Иван Грозный приговаривает Калашникова к смерти. Но «награждает» победителя царской милостью: обещает, что не оставит жену и сиротинушек-детей, разрешает торговать беспошлинно братьям. Калашников совершает подвиг, своей жизнью и смертью он утверждает, что нет ничего выше человеческого достоинства. Борьба за правду не обходится без жертв, но лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием. Несмотря на казнь и погребение в «безымянной могиле», Калашников оставил о себе добрую память. Его подвиг не только делает человека бессмертным в памяти людей, но и пробуждает в людях лучшее: верность идеалам, защиту чести имени, семьи, рода, человеческого достоинства.
-
Домашнее задание: составить и заполнить таблицу «Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича»(1) внешность героя; 2) какие эпитеты использует М.Ю.Лермонтов, изображая этих героев? 3) отношение к Ивану Грозному; 4) Отношение к семье; 5 ) понятие чести для героев)
Работы принимаются до 09.12.2020г.