Здравствуйте, мои дорогие!
Мы с вами приступаем к работе над сочинением по роману А.С. Пушкина «Дубровский». Что нам нужно? Наши с вами наработки: тексты письменных ответов, которые вы мне присылали, таблица «Дубровский и Троекуров». Но не только.
Вообще должна сразу вас предупредить: вам не обязательно писать сочинение именно на тему «Дубровский и Троекуров — два антипода (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)». Вы можете писать и на одну из этих тем:
1. Образ «благородного разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский»
Эту тему можно сформулировать иначе: «Действительно ли Владимир Дубровский — благородный разбойник?»
2. Образ Маши Троекуровой в романе А.С. Пушкина «Дубровский»
3. Изображение русского поместного дворянства в романе А.С. Пушкина «Дубровский
Или сформулировать свою.
Если вы пишете по образу(-ам) героя(-ев), то вам может подойти такой план:
1. Вступление (здесь обязательно нужно упомянуть название произведения, его жанр и автора): «В романе А.С. Пушкина «Дубровский» главный герой…» Вступление может начинаться иначе: «Образ «благородного разбойника» в литературе, начиная с баллад о Робин Гуде, довольно известен. К нему обращались не только авторы приключенческих романов, особенно популярных в девятнадцатом веке (так называемых «разбойничьих романов»), но и такие маститые писатели и драматурги, как Вальтер Скотт (один из самых известных его романов — «Роб Рой»), Виктор Гюго (у него есть драма «Эрнани», по которой композитор Джузеппе Верди написал одноимённую оперу).
Роман А.С. Пушкина «Дубровский» принято встраивать в этот ряд, но действительно ли он воплощает жанровые формулы разбойничьего романа? Действительно ли Владимир Дубровский — «благородный разбойник», не сомневающийся в своей правоте? Действительно ли автор всегда на его стороне? Почему роман С.А. Пушкина (который считается неоконченным), не завершается похищением Маши Троекуровой и счастливым браком её с Владимиром?»
Если вы анализируете образы Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова, ваше вступление может выглядеть следующим образом: «В романе А.С. Пушкина «Дубровский» одно из центральных мест занимает изображение русского поместного дворянства первой трети XIX века. В произведении дворянства представлено двумя типами героев: жестокого помещика Кирилы Петровича Троекурова, воплощающего образ столь ненавистного А.С. Пушкиным «барства дикого» (стихотворение «Деревня»), и благородного, честного и порядочного его соседа Андрея Гавриловича Дубровского, небогатого, но никогда не изменяющего своим принципам и чувству собственного достоинства человека».
2. Основная часть вашего сочинения должна раскрывать героя(-ев) в их поступках и высказываниях в разных ситуациях. При этом нужно помнить, что пересказ содержания произведения — это не сочинение, а изложение. А нам с вами нужно сочинение. Поэтому вы, отталкиваясь от поступков и высказываний героев, строите собственное рассуждение. Например, так.
Если у вас речь идёт о «благородном разбойнике» Владимире Дубровском: «На первый взгляд может показаться, что история Владимира Дубровского воплощает сюжет разбойничьего романа: разорённый, доведённый до нищеты богатым соседом, виновным в смерти его отца, Владимир уходит в лес, за ним следуют его верные слуги-крепостные, не желающие служить новому, жестокому и несправедливому, барину. Чем не йомен Локсли из исторического романа «Айвенго» того же В. Скотта? Но так ли это?
В приключенческом романе важна позиция автора. Она выражается в том, что автор не даёт читателю повода в сомнении относительно справедливости действий, поступков и высказываний «дворянина вне закона»: он всегда, как благородный рыцарь, защищает справедливость, помогает бедным, обездоленным, попавшим в беду людям. Если он убивает, у читателя не возникает сомнений, что злодей заслужил смерть, если грабит — читатель, не колеблясь, скажет, что так, мол, и надо этому жестокому богачу, разжившемуся на чужих несчастьях. В финале произведения герой обязательно женится на прекрасной возлюбленной — кстати, богатой невесте.
Что же Дубровский? С самого начала автор даёт нам понять, что его герой — далеко не благородный человек. Когда он получает письмо о болезни отца от своей няни, он находится в компании нескольких офицеров, которые «сидели у него, развалившись по диванам и куря из его янтарей». Мы узнаём, что гвардейский офицер Дубровский был честолюбив и расточителен: «…отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». Зачем автор компрометирует героя?.. Похож ли Владимир на своего отца, который ничего для него не жалел, когда он учился в кадетском корпусе и служил в гвардии, и не желал, чтобы сын женился на богатой невесте, становился «приказчиком избалованной бабёнки»?..»
Если бы не болезнь и смерть, не богатый сосед-самодур, кто бы разорил Андрея Гавриловича? Кто по отношению к нему вёл себя, как разбойник и грабитель? (Здесь возможны ваши рассуждения)
Далее ваш план выстраивается вокруг поступков героя. Он совершает одно преступление за другим (приведите примеры). В то же время он не лишён «благородства». За что его уважает Троекуров и любит Маша (и её брат Саша)? Почему Владимир отказывается от мести?
(Здесь ваши рассуждения)
Почему Маша в финале не сбегает с Дубровским? Почему Владимиру не удаётся увезти её из-под венца, как герою разбойничьего романа? Почему в авторском повествовании в девятнадцатой, заключительной, главе команда Дубровского названа «шайкой», «сообщниками»? Для чего и как описывается столкновение Дубровского с представителями закона? Как он прощается с верными ему людьми, какие слова им говорит? О чём это свидетельствует? Считает ли он себя лучше их? Что о нём известно после того, как он уезжает?
Если вы выбрали образы Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова, в качестве плана возьмите таблицу. Только нужно каждый пункт расписать.
Если у вас образ Маши Троекуровой, вы должны написать всё, что о ней знаете:
— читающая (а значит, знакомая с образом «благородного разбойника» из популярных в то время романов) барышня, красивая, способная на глубокие чувства;
— любит ли Маша отца и брата Сашу?
— почему она влюбляется в Дубровского и не отворачивается от него, когда тот признаётся в том, что он разбойник? Не посещают ли её сомнения? Если да, в чём эти сомнения?
— почему Маша отказывается бежать с Владимиром и остаётся с нелюбимым мужем? Проявляется характер «избалованной бабёнки», не желающей терять благополучие, или женщина с твёрдыми нравственными принципами, верная долгу и клятве, данной перед Богом?
3. Заключение — это ответ на вопрос, сформулированный во вступлении, вывод по обозначенной проблеме.
А теперь — внимание!
Хотите почувствовать себя писателями, а, быть может, раскрыть в себе писательский талант? Роман А.С. Пушкина «Дубровский» считается незаконченным. Он завершается так: «Никто не знал, куда он девался. Сначала сумневались в истине сих показаний: приверженность разбойников к атаману была известна. Полагали, что они старались о его спасении. Но последствия их оправдали; грозные посещения, пожары и грабежи прекратились. Дороги стали свободны. По другим известиям узнали, что Дубровский скрылся за границу».
Если у кого-то из вас есть желание заглянуть дальше, последовать за героем и узнать, что с ним стало, напишите продолжение романа. Можно написать небольшую повесть. Нужно писать в реалиях XIX века. И именно так, как если бы писал Александр Сергеевич. То есть, если вы воплотите романтический образ «благородного разбойника», это не будет продолжение «Дубровского», а нам нужны не только литературные (и кинематографические) формулы, но и сомнения, способность повествователя менять точку зрения и показывать поступки героя с разных сторон. Нужна и этическая оценка.
Какая судьба у бывшего разбойника за границей? Нашёл ли он новую деятельность: поступил на службу, стал учителем? Женился? Есть ли дети? Счастлив ли он? Раскаялся? Вообще ведёт ли он честную жизнь или разбойничает, как и в России? А может, он никуда не уезжал, а живёт в отдалённой губернии под чужим именем? Подкупил чиновников? Преследуют ли его воспоминания? Может, вернулся к офицерскому разгульному образу жизни? Проигрался в карты? Спился? Работает приказчиком у богатого барина? Ушёл в монахи? Возможна ли для него жизнь честного, порядочного человека? Изменился ли он? В чём? Как происходили перемены в его душе?
Постарайтесь в своём повествовании подражать А.С. Пушкину.
Удачи, мои юные писатели!
Свои работы (вместе с черновиком!) присылайте мне по электронной почте julia-bekuzarova@yandex.ru или What’s App (89034251786) до 8 декабря (следующий вторник).
С уважением,
Юлия Юрьевна