19.11.2020г. Литература (2 урока). 8 “Б”, “В”, “Д”, “Е”. 1. Тематическое богатство поэзии А. С. Пушкина. “19 октября”(1825). 2. “Бесы”

УРОК 1.
Здравствуйте, ребята! Сегодня обратимся к творчеству великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Постараемся определить художественную идею стихотворения «19 октября» (1825), проявляющуюся в утверждении нерушимости «лицейского духа» — духа уважения к личности, её достоинству, чести и товарищества, дружбы и братства. Оно было написано в 1825 году, когда Александр Пушкин отбывал ссылку в Михайловском.
В Михайловской ссылке поэт много и плодотворно работал. Однако иногда грусть и печаль овладевали им.


Ссылка разлучила Пушкина с друзьями, пятый год он жил в изгнании, пятый год проводил день дружбы в одиночестве, лишь мысленно обращаясь к друзьям. В грустные часы одинокого раздумья и родилось стихотворение «19 октября».
В этот день в 1811 году был открыт Лицей в Царском Селе. Здесь поэт обрёл настоящих друзей, здесь произошло его посвящение в поэты.
На с.122 учебника вы можете рассмотреть иллюстрацию картины А.Е. Мартынова (1821—1822) «Царское Село».
День открытия Лицея Пушкин неизменно отмечал стихотворениями, обращёнными к друзьям юности.
I. Прочитайте статью учебника «А. С. Пушкин» на с. 116-117. Вспомните сведения о лицейских товарищах А. С. Пушкина.
II. Послушайте выразительное чтение стихотворения «19 октября», перейдя по ссылке 

III. Прочитайте статью, посвященную теме лицейской дружбы (сс.119-123), и стихотворение «И. И. Пущину» на с. 133.
IV. Подведем итоги.
4.1. Как вы думаете, почему стихотворение заканчивается строчками «Как ныне я, затворник ваш опальный, // Его провёл без горя и забот», контрастными чувствам лирического героя, переданным в начале стихотворения?
Наверняка материалы учебника подвели вас к правильному ответу. Поэт проживает памятный для него день годовщины Лицея наяву, в одиночестве, и в воображаемом поэтическом мире дружбы, искренности, высоких чувств, среди своих лицейских товарищей. Этот мир прекрасен, поэтому поэт счастлив.
Стихотворение «19 октября» Пушкин посвятил своим лицейским товарищам. Раскрывая тему дружбы, поэт говорит о тяжести одиночества, о роли друзей и дружбы в жизни человека, о взаимоотношении друзей.
В этом лирическом произведении выражены самые разнообразные настроения поэта: скорбь об усопшем друге, пожелание счастья товарищу,
находившемуся в далёком плавании, обращение ко всем друзьям, ко всему
первому выпуску лицеистов. Элегические мотивы первых строф сменяются торжественным величественным гимном, прославляющим нерушимую
великую дружбу. Тема дружбы углубляется и развивается в непосредственных обращениях к друзьям. Звучит торжественный, праздничный заздравный тост в честь союза друзей, в честь Лицея и лицейских учителей.
Но вот поэт вспомнил, что он в одиночестве, а друзья далеко, и их круг
«час от часу редеет», и в стихотворении появились элегические ноты.
4.2. Прочитайте статью «В мире художественного слова А.С. Пушкина».
V. Домашнее задание.
Прочитайте стихотворение «19 октября»; выучите наизусть одно из стихотворений А.С. Пушкина, посвящённое теме лицейской дружбы. Видеозаписи своих ответов отправьте с помощью приложения WhatsApp не позднее 21 ноября.

УРОК 2.
«БЕСЫ»
Нашей задачей является, ребята, выявление художественной идеи стихотворения, проявляющейся в изображении образа бесов как реальной угрозы духовному миру человека.
I. Обратимся к произведению.
Стихотворение «Бесы («7 сент. 1830») — первое из стихотворений, написанных Пушкиным в Болдинскую осень. В это время поэт завершает окончательную отделку стихотворения, начатого в ноябре 1829 года.
Послушайте.

• Какое состояние природы передано в стихотворении «Бесы»?
(ветер, метель)
• Каким настроением проникнуто стихотворение?
(стихотворение проникнуто настроением тревоги страха)
• Определите размер стихотворения. Подсказка! Это двусложный размер.
II. В черновике поэта у стихотворения был подзаголовок «Шалость», свидетельствующий об ироничной стилизации. Мы с вами ранее изучили произведения, в которых лирический персонаж, ставший жертвой нечистой силы, испытывает чувство необъяснимой тревоги и страха?
Это баллады Жуковского «Лесной царь», «Светлана».
• Вспомним признаки баллады как литературного жанра.
Необычный сюжет, восприятие жизни через призму исключительного, необычного, рационально необъяснимого. Мир — царство мистических,
сверхъестественных сил. Действующие лица — призраки, бесы. В центре
внимания человеческая личность, её судьба. Соединение эпических и лирических начал при определяющей роли последнего. Утверждение авторского идеала.
• В каком произведении А.С. Пушкина воссоздан образ зимней дороги?
• Выразительно прочитайте стихотворение «Зимняя дорога».
Образ дороги в стихотворении «Зимняя дорога» – это изображение
жизненного пути человека. С дорогой связаны скитания, поиски судьбы,
счастья, перемены, жизненные невзгоды.
В стихотворении «Бесы» дорога – это мир нереальный, где хозяйничают бесы.
• Можно ли установить связь между образами ямщика и лирического героя в стихотворении «Бесы»?
В стихотворении «Бесы» лирический герой и ямщик, вступая в диалог,
оказываются на равных в «ином» мире надвигающейся бесовщины. Это
сближение погружает лирического героя в существование на грани между «здешним» и «иным» миром.
• В стихотворении «Зимняя дорога» колокольчик «однозвучный утомительно гремит», а в «Бесах» «колокольчик «дин-дин-дин». Таким образом, мы видим что в стихотворении «Бесы» передан «материальный» звук колокольчика,
а в «Зимней дороге» — чувства путника, слышащего звук колокольчика.
III. Подведем итоги.
Каков смысл финального многоточия в стихотворении?
Продолжение может быть печальным – бесы овладевают сердцем человека. Однако в стихотворении сердце по-прежнему остаётся человеческим, оно надрывается от страданий.
IV. Домашнее задание.
Изучите статью учебника «Капитанская дочка». Творческая история» на сс.138-143, сделайте конспект.