Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем говорить о типах речи. Давайте вспомним, как строится текст-рассуждение, каковы основные требования к его построению?
Вот схема построения текста-рассуждения:
- Вступление
- Тезис, т.е. основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.
- Аргументы (доказательства).
- Вывод, т.е. итог, к которому пришел автор рассуждения.
Тезис представляет собой главную мысль, которую нужно логически доказать, обосновать или опровергнуть. Тезис должен быть четко доказуемым и четко сформулированным. Обоснование выдвинутой мысли, аргументы, приводимые в доказательство, должны быть убедительными. Они должны быть подтверждены соответствующими примерами.
Между тезисом и аргументом должна прослеживаться логическая и грамматическая связь, часто с использованием вводных слов: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. Аргументы тоже должны быть логически и грамматически связаны между собой.
Третья часть представляет собой вывод -заключение, причем вывод может быть повторением тезиса или его опровержением, либо содержать мысль, логически вытекающую из рассуждения.
В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то, что, так как.
Рассуждения, как и описания, как и повествования, бывают разные. Есть рассуждение-доказательство, есть рассуждение-объяснение. Есть ещё одна разновидность этого типа речи.
В жизни довольно часто возникают ситуации, когда надо принять какое-то решение, ответить на вопрос: «Как быть?», «Что делать?». Продумывая ответ, каждый из нас как бы беседует сам с собой: задает себе вопросы и сам же на них отвечает, перебирает разные варианты ответов – одни принимает, другие – отвергает. Подобные высказывания – «про себя» или вслух, в устной или письменной форме – называют рассуждениями-размышлениями.
В рассуждении-размышлении активно используются вопросительные предложения. Это может быть вопросительно-ответная форма построения текста, или цепь вопросов-раздумий. В таких текстах часто встречаются слова со значением следствия, вывода (значит, поэтому, таким образом, следовательно), а также противительные союзы (а, но, однако), слова да и нет.
Рассуждения-размышления бывают разного стиля – публицистического, научного, разговорного, художественного. Стиль речи зависит от того, над какими вопросами мы размышляем (общественно-политическими, научными или бытовыми, личными), и от ситуации общения.
ЦЕЛЬ рассуждения.
Если сказать коротко, то рассуждение — это изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь.
Цель такого рассуждения — убедить кого-то в чём-либо или опровергнуть точку зрения оппонента, с которой вы не согласны. Убеждая или опровергая, вы обязательно должны подкрепить свое мнение доказательствами.
А теперь — задание: напишите сочинение — рассуждение на тему «Почему я выбираю профессию …».
Ребята, вы уже писали сочинение – рассуждение по литературе с приведением аргументов из художественной литературы. А в этих сочинениях вы будете сами аргументировать свой выбор. Постарайтесь убедить меня в правильности вашего выбора.
Работы присылайте не позднее 20.05.2020г.
РАБОЧИЙ ЛИСТ УРОКА
Класс 10 «А», 10 «Б» классы. Дата 18.05.2020. – 23.05.2029.
Предмет Русский язык.
Элективный курс по русскому языку. Учитель Пшукова Н.А.
Тема: Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение.
Сочинение — рассуждение «Почему я выбираю профессию …».
Дорогие ученики! Ознакомьтесь, пожалуйста, с предложенными материалами и заданиями, выполните их. Желаю вам успешного освоения материала!
Ход урока
- Слово учителя. Что значит – рассуждать?
- Теоретический материал: «Как строится текст – рассуждение».
- Виды рассуждения.
- Цель рассуждения.
- Задание учащимся. Пояснение: учащиеся уже писали сочинение – рассуждение по литературе с приведением аргументов из художественной литературы. А в этих сочинениях они будут сами аргументировать свой выбор.
Обратная связь
- Сканируйте или сфотографируйте свою письменную работу.
- Сканированные (сфотографированные) работы пришлите учителю через электронную почту (тема письма: Класс-предмет-Фамилия ученика).
- Чтобы получить дополнительную консультацию учителя, обращайтесь с вопросами в общую группу.
- Срок сдачи письменных работ – 20.05.2020г.