11.05.2020.- 16.05.2020. Литература. 11 “В” класс. Пшукова Н.А. Урок 1. В.Г. Распутин. «Прощание с Матёрой». Народ, его история, его земля в повести. Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Урок 2. И.А. Бродский. Широта проблемно-тематического диапазона поэзии. «Осенний крик ястреба», «Сонет» и др. Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского. Урок 3. Б.Ш. Окуджава. Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы.

Доброе утро!   Ребята, сегодня тема нашего первого урока литературы звучит так: 

В.Г. Распутин. «Прощание с Матёрой». Народ, его история, его земля в повести. Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы.

С содержанием рассказа вы уже познакомились, но прежде чем ответить на вопросы к нему, я предложу вам следующие высказывания автора:

“Никакое общество… не сможет долго продержаться в силе и

здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего

народа. это все равно что, порубив корни, уповать на ветви.”

(В. Распутин)

“…патриотизм – это не любовь к идее, а любовь к отчизне, к ее

родной земле, ревность её заветам, почитание праха и слова её,

страдания за все её страдания и вера в ее очистительный исход”.

(В. Распутин)

“Художник в своих исканиях и методах может позволить себе всё

что угодно, кроме одного – равнодушия к родине и небрежения к

её святыням”.                                                                   (В. Распутин)

“Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”.

(В. Распутин).

Что следует из этих слов? Это любовь к родине, к родной земле, уважительное отношение к традициям и обычаям своего народа. Распутин также говорит об исторической памяти. Во всем этом и заключается жизнь  и творчество  одного из лучших писателей современности. Ему принадлежат такие произведения, как  “Уроки  французского”.  “Деньги для Марии”. “Последний срок”. “Живи и помни” и мн. др. И, конечно, замечательное  произведение  –  «Прощание с Матёрой» , о котором мы и поговорим сегодня.

Матера – глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в пять километров и деревня на нем с тем же названием – Матера. Жила она, “встречая и провожая годы”.

Но правы ли мы будем, если скажем, что ветры   истории, судьба страны не задели Матёры? Нет, конечно.

Скупые, но ёмкие приметы времени, неразрывная связь прошлого и настоящего, свидетельства того, что в судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, её грандиозные перемены: видела матёра бородатых казаков, ставивших на Ангаре Иркутский острог, стала свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создавала “коммунию -колхоз”.

Как вся страна, Матёра послала своих сыновей защищать родину в годы войны и так же, как многочисленные деревни по всей необъятной России, осиротела, не дождавшись многих из них).

Течет жизнь, время… Масштабы новых строек, огромные технические замыслы наших дней – все это тоже непосредственно коснулось острова: остров подлежит затоплению: будут строить ГЭС. С этого все и началось…

Гибель Матёры – это тяжёлое время для многих жителей деревни.

Давайте задумаемся и разрешим вместе с автором изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и ради чего это делается? 

Это необходимо. ГЭС возводят на благо людей. Ради тех же матёринцев и ещё, может быть, тысяч и миллионов. Сколько ещё таких Матёр, может быть, до сих пор без света.

Но делать это нужно по – человечески? А как это –“по-человечески”? Это главный вопрос, который интересует автора  повести. Да и нас тоже. 

Домашнее задание:

  1. Какие проблемы поднимает в своей повести В. Распутин? (Это нужно для сочинения – рассуждения ).

 2. Дайте развернутый ответ на вопрос: “Что значит поступить по – человечески в ситуации, описанной в повести?”

Работы присылайте на почту не позднее 17.05.2020.

Ребята, а чему учит нас  эта повесть? Вот этому:

Где бы мы не родились и где бы не жили, мы должны  всегда помнить свою малую Родину, чтить память дорогих нам людей, делать все, что в наших силах,  для процветания малой Родины.

 

Темы  второго и третьего уроков :

И.А. Бродский. Широта проблемно-тематического диапазона поэзии. «Осенний крик ястреба», «Сонет» и др. Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Б.Ш. Окуджава. Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы.

Ребята, Видеоматериалы к этим темам я вам  отправляла несколько дней назад. Вы смогли познакомиться  с биографией и творчеством этих поэтов,  На всякий случай вот ссылки:

  1. <iframe width=”560″ height=”315″ src=”https://www.youtube.com/embed/PAxuk91uhXo” frameborder=”0″ allow=”accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture” allowfullscreen></iframe>.
  2. <iframe width=”560″ height=”315″ src=”https://www.youtube.com/embed/-es7ct0d1e0″ frameborder=”0″ allow=”accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture” allowfullscreen></iframe>.

Домашнее задание: выполнить письменный анализ понравившегося вам стихотворения.

Работы прислать на почту не позднее 17.05.2020.

 

РАБОЧИЙ ЛИСТ УРОКА

Класс  11 «В»                                                                                     Дата   11.05. – 16.05. 2020.

Предмет Литература                                                                         Учитель Пшукова Н.А.

Тема №1: В.Г. Распутин. «Прощание с Матёрой». Народ, его история, его земля в повести. Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы.

Тема №2: И.А. Бродский. Широта проблемно-тематического диапазона поэзии. «Осенний крик ястреба», «Сонет» и др. Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Тема №3: Б.Ш. Окуджава. Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы.  

 

Дорогие ученики! Ознакомьтесь, пожалуйста, с предложенными материалами и заданиями, выполните их. Желаю вам успешного освоения материала!

 

Ход урока

  1. Слово учителя. Анализ произведения.
  2. Ознакомление с видеоматериалом по темам.
  3. Домашнее задание.

 

Обратная связь

  1. Сканируйте или сфотографируйте свою письменную работу.
  2. Сканированные (сфотографированные) работы пришлите учителю на почту (тема письма: класс-предмет-Фамилия ученика).
  3. Чтобы получить дополнительную консультацию учителя, обращайтесь с вопросами в общую группу.
  4. Срок сдачи письменных работ – 17.05.2020.