Доброе утро! Ребята, сегодня тема нашего первого урока литературы звучит так:
В.Г. Распутин. «Прощание с Матёрой». Народ, его история, его земля в повести. Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы.
С содержанием рассказа вы уже познакомились, но прежде чем ответить на вопросы к нему, я предложу вам следующие высказывания автора:
“Никакое общество… не сможет долго продержаться в силе и
здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего
народа. это все равно что, порубив корни, уповать на ветви.”
(В. Распутин)
“…патриотизм – это не любовь к идее, а любовь к отчизне, к ее
родной земле, ревность её заветам, почитание праха и слова её,
страдания за все её страдания и вера в ее очистительный исход”.
(В. Распутин)
“Художник в своих исканиях и методах может позволить себе всё
что угодно, кроме одного – равнодушия к родине и небрежения к
её святыням”. (В. Распутин)
“Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”.
(В. Распутин).
Что следует из этих слов? Это любовь к родине, к родной земле, уважительное отношение к традициям и обычаям своего народа. Распутин также говорит об исторической памяти. Во всем этом и заключается жизнь и творчество одного из лучших писателей современности. Ему принадлежат такие произведения, как “Уроки французского”. “Деньги для Марии”. “Последний срок”. “Живи и помни” и мн. др. И, конечно, замечательное произведение – «Прощание с Матёрой» , о котором мы и поговорим сегодня.
Матера – глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в пять километров и деревня на нем с тем же названием – Матера. Жила она, “встречая и провожая годы”.
Но правы ли мы будем, если скажем, что ветры истории, судьба страны не задели Матёры? Нет, конечно.
Скупые, но ёмкие приметы времени, неразрывная связь прошлого и настоящего, свидетельства того, что в судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, её грандиозные перемены: видела матёра бородатых казаков, ставивших на Ангаре Иркутский острог, стала свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создавала “коммунию -колхоз”.
Как вся страна, Матёра послала своих сыновей защищать родину в годы войны и так же, как многочисленные деревни по всей необъятной России, осиротела, не дождавшись многих из них).
Течет жизнь, время… Масштабы новых строек, огромные технические замыслы наших дней – все это тоже непосредственно коснулось острова: остров подлежит затоплению: будут строить ГЭС. С этого все и началось…
Гибель Матёры – это тяжёлое время для многих жителей деревни.
Давайте задумаемся и разрешим вместе с автором изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и ради чего это делается?
Это необходимо. ГЭС возводят на благо людей. Ради тех же матёринцев и ещё, может быть, тысяч и миллионов. Сколько ещё таких Матёр, может быть, до сих пор без света.
Но делать это нужно по – человечески? А как это –“по-человечески”? Это главный вопрос, который интересует автора повести. Да и нас тоже.
Домашнее задание:
- Какие проблемы поднимает в своей повести В. Распутин? (Это нужно для сочинения – рассуждения ).
2. Дайте развернутый ответ на вопрос: “Что значит поступить по – человечески в ситуации, описанной в повести?”
Работы присылайте на почту не позднее 17.05.2020.
Ребята, а чему учит нас эта повесть? Вот этому:
Где бы мы не родились и где бы не жили, мы должны всегда помнить свою малую Родину, чтить память дорогих нам людей, делать все, что в наших силах, для процветания малой Родины.
Темы второго и третьего уроков :
И.А. Бродский. Широта проблемно-тематического диапазона поэзии. «Осенний крик ястреба», «Сонет» и др. Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.
Б.Ш. Окуджава. Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы.
Ребята, Видеоматериалы к этим темам я вам отправляла несколько дней назад. Вы смогли познакомиться с биографией и творчеством этих поэтов, На всякий случай вот ссылки:
- <iframe width=”560″ height=”315″ src=”https://www.youtube.com/embed/PAxuk91uhXo” frameborder=”0″ allow=”accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture” allowfullscreen></iframe>.
- <iframe width=”560″ height=”315″ src=”https://www.youtube.com/embed/-es7ct0d1e0″ frameborder=”0″ allow=”accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture” allowfullscreen></iframe>.
Домашнее задание: выполнить письменный анализ понравившегося вам стихотворения.
Работы прислать на почту не позднее 17.05.2020.
РАБОЧИЙ ЛИСТ УРОКА
Класс 11 «В» Дата 11.05. – 16.05. 2020.
Предмет Литература Учитель Пшукова Н.А.
Тема №1: В.Г. Распутин. «Прощание с Матёрой». Народ, его история, его земля в повести. Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы.
Тема №2: И.А. Бродский. Широта проблемно-тематического диапазона поэзии. «Осенний крик ястреба», «Сонет» и др. Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.
Тема №3: Б.Ш. Окуджава. Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы.
Дорогие ученики! Ознакомьтесь, пожалуйста, с предложенными материалами и заданиями, выполните их. Желаю вам успешного освоения материала!
Ход урока
- Слово учителя. Анализ произведения.
- Ознакомление с видеоматериалом по темам.
- Домашнее задание.
Обратная связь
- Сканируйте или сфотографируйте свою письменную работу.
- Сканированные (сфотографированные) работы пришлите учителю на почту (тема письма: класс-предмет-Фамилия ученика).
- Чтобы получить дополнительную консультацию учителя, обращайтесь с вопросами в общую группу.
- Срок сдачи письменных работ – 17.05.2020.