26.11.2020г. Литература (2 урока). 8 “Б”, “В”, “Д”, “Е”. 1. “Капитанская дочка”. Историческая основа романа. Творческая история произведения. 2. Тема семейной чести в романе “Капитанская дочка”.

УРОК 1. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА РОМАНА.ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с историей создания романа «Капитанская дочка», выявим историческую основу, узнаем, почему произведение так названо.

I. Проверка домашнего задания (к урокам от 19.11.2020 г.). Рекомендую выполнить только после выполнения всех заданий предыдущих уроков.

Тест по теме "А. С. Пушкин. Тематическое богатство поэзии А. С. Пушкина. "19 октября".

Ребята, в тесте представлено 10 заданий. Время выполнения – 10 минут. Желаю вам удачи!


II. Работа над темой.
1. Посмотрите видеоматериалы

 

 

2. Обратитесь еще раз к статье учебника «Творческая история романа».
3. Прочитайте текстовый материал.
Сначала 1830-х годов в центре внимания Пушкина был XVIII век: эпоха Петра I (шла работа над «Историей Петра») и самое крупное событие эпохи Екатерины II — крестьянский бунт 1773—1774 годов. Из материалов о бунте сложилась «История Пугачёва», написанная в Болдине осенью 1833 года и опубликованная в 1834 году под названием «История Пугачёвского бунта» (изменено Николаем I).
По первоначальному замыслу центральной фигурой в нём должен был стать дворянин, поручик Шванвич. Сведения о нём и о подпоручике A.M. Гринёве, арестованном по подозрению «в сообщении со злодеями», но признанном невиновным, Пушкин обнаружил в одном из документов.
Изучение материалов бунта во время поездки в Казань и Оренбург летом 1833 года скорректировало первоначальный замысел. Пушкин пришёл к выводу, что дворянство — единственное из всех сословий — осталось верным правительству и не поддержало бунт. Судьба дворянина-отщепенца не могла послужить основой для художественных обобщений. Шванвич превратился бы в такого же героя-одиночку, как Владимир Дубровский, «благородный разбойник», мститель за поруганную честь семьи. (Роман «Дубровский», 1833.)
Пушкин нашёл нового героя — им стал не союзник, а пленник Пугачёва Башарин, помилованный самозванцем по просьбе солдат. Найдена была и форма повествования — мемуарные записки героя, обращённые к
внуку («Любезный внук мой Петруша…» — так начинался черновой набросок вступления). Зимой 1834/35 года возник новый вариант произведения: в нём появились историко-бытовой материал и любовный сюжет. В 1835—1836 годах менялись сюжетные линии, фамилии героев. Так, прообраз будущего Гринёва Башарин стал Валуевым, потом Буланиным (эта фамилия осталась в «Пропущенной главе»), и только на последнем этапе работы Пушкин назвал мемуариста Гринёвым. Его антипод Швабрин, сохранивший некоторые черты дворянина-изменника Шванвича, появился тоже в окончательной редакции. Рукопись была переписана набело самим Пушкиным 19 октября 1836 года. В конце октября, уже после того как роман был представлен в цензуру, он получил название «Капитанская дочка». В романе использована целая система эпиграфов. Они являются отражением авторской точки зрения, на что прямо указывается в послесловии: своё «вмешательство» в якобы полученную им «рукопись Гринёва» «издатель» ограничил тем, что «приискал к каждой главе приличный эпиграф» и изменил некоторые собственные имена. Помимо общего эпиграфа («Береги честь смолоду») все 14 глав имеют свои эпиграфы (главы 3 и 5 — по два эпиграфа). Большая их часть — фольклорные тексты: пословицы и отрывки из народных песен. Остальные — подлинные фрагменты произведений русских писателей XVIII века или авторские стилизации, написанные «старинным слогом». Обе группы эпиграфов «ведут» две основные темы романа: фольклорные — тему народа, а литературные и псевдолитературные — тему молодого дворянина. Каждый эпиграф (вместе с названием главы) либо является лаконичным «конспектом» содержания главы, либо указывает на её ритмические или эмоциональные особенности. В системе нравственных ценностей, отражённых в романе, на первом месте стоит понятие чести.
III. Лексическая работа.
Что такое честь?
Найдите определение в толковом словаре и сравните со своими суждениями.
IV. Выполните тест

Тест по теме "Историческая основа романа "Капитанская дочка". Творческая история произведения"

Ребята, в тесте 5 заданий. Время выполнения – 5 минут. Будьте внимательны. Желаю удачи!


V. Домашнее задание
Перечитайте 1-4 главы романа «Капитанская дочка».
Срок выполнения заданий УРОКА 1 – 27 ноября.

УРОК 2. ТЕМА СЕМЕЙНОЙ ЧЕСТИ В РОМАНЕ
(Анализ 1—2 глав)
I. Работа над темой.
Внимательно изучите представленный ниже материал. Старайтесь формулировать ответы на вопросы самостоятельно, затем читайте подсказки, данные в скобках. 

Пословица «Береги честь смолоду», вынесенная в эпиграф ко всему роману, говорит о чести во всей её многомерности, прежде всего о той, которая достаётся человеку от предыдущих поколений.
А.С. Пушкин был убеждён, что высшие проявления чести можно понять только тогда, когда проникнешься уважением к чести семейной. Семейная честь — это общественная оценка семьи, это фамильная святыня. «По отцу и сыну честь». Место человека в обществе определялось не только личными заслугами, но и уважением к его предкам. Цель записок Петра Андреевича Гринёва — дать своим потомкам представление о чести семьи, рассказать о трудностях, которые пришлось преодолеть, чтобы сохранить честь в жестокие эпохи, и призыв беречь её в новом, XIX веке. Представителям каждого поколения Гринёвых приходилось защищать честь, потому что в семье существовала традиция противостоять власти порока.
Отец Петра Гринёва восклицает: «От этого разве мне легче? Не казнь страшна; пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести; отец мой пострадал вместе с Волынским и Хрущёвым». Андрею Гринёву тоже пришлось защищать честь семьи. Поэтому не было случайностью, что свои записки Пётр Андреевич Гринёв начал с описания судьбы отца: «Отец мой, Андрей Петрович Гринёв, в молодости
своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина».
Эти скупые сведения могут рассказать о том, как свято хранил честь фамилии Гринёв-отец.
• Почему после отставки Андрей Петрович живёт замкнуто, не покидая деревни в далёкой Симбирской губернии?
(Это можно рассматривать как протест против бесчестия властей, когда у власти недостойные люди. Он хотел быть от них как можно дальше, чтобы сохранить чистую совесть. Андрей Петрович продолжает надеяться на справедливого монарха. Смыслом жизни Андрея Петровича после отставки было стремление не уронить чести фамилии).
• Выразительно прочитайте фрагмент романа от слов «В то время воспитывались мы не по-нонешнему» до слов «Тут судьба моя переменилась».
• Герой какого произведения, изученного ранее, воспитывался так же, как Пётр Гринёв?
(Кончно, Митрофан — герой комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
• Что высмеивает Д.И. Фонвизин, сделав учителем Митрофана иностранца?
(Образ учителя-иностранца, не сведущего в науках, станет чуть ли не обязательным элементом русской комедии после Фонвизина. По мысли драматурга, невежда-иностранец, обучающий помещичьего сына, неумолимо приводит своего питомца к нравственной деградации, тогда как правильное воспитание — залог пробуждения в человеке высоких добродетелей и гражданских доблестей).
• Каков смысл фразы «воспитывались мы не по-нонешнему»? Почему отец не следил за успехами сына в учении?
(Отец полагал, что главным является не образование, а воспитание нравственных чувств).
• Почему Бопре был с позором изгнан из имения?
(Бопре показал свою нравственную распущенность).
• Когда Петру пошёл семнадцатый год, отец решил, что наступило время отправить сына на военную службу. Почему вместо столицы был избран Оренбург? Каков смысл эпиграфа к 1 главе романа?
(Столичным гвардейцем Петруша Гринёв не станет и «потужит» — потянет очень нелёгкую армейскую лямку. Причём потянет, как и было сказано в эпиграфе, из-за отца. Старый служака Андрей Петрович Гринёв хорошо знает цену «весёлой петербургской жизни», о которой возмечтал было его сын, и сознательно направляет его в армейский гарнизон «в стороне глухой и отдалённой»).
Прототипом генерала Андрея Карловича Р. являлся генерал-поручик Иван Андреевич Рейнсдорп, отправленный Екатериной II в 1863 году в далёкий Оренбург и прослуживший в этом городе почти двадцать лет, до  самой смерти.
• Почему именно к нему направлен Пётр Гринёв? (Отец Петра Гринёва надеялся на то, что его единомышленник воспитает сына достойным человеком).
• Каков, по вашему мнению, центральный эпизод 1 главы? В чём его
основной смысл?
(Центральное место занимает наказ Андрея Петровича Гринёва сыну при
расставании. В нескольких фразах отец сформулировал кодекс чести дворянина).
• Выразительно прочитайте наказ отца от слов «Служи верно…» до слов
«…обливаясь слезами».
• В чём состоит, с точки зрения отца, долг дворянина?
(Долг дворянина — служить Богу, Отечеству, императрице, начальству,
заботиться о семье, чести, чистой совести. Как и Церковь, служба приобщает к высшим ценностям. С точки зрения Гринёва-отца, присяга — святое, чем нельзя поступиться. Присягу Андрей Петрович Гринёв принимал
перед императором Петром III и остался ему верен. Но его сын Пётр будет
принимать присягу перед Екатериной II и тоже должен будет служить ей
до конца. В армии начальники имеют абсолютную власть над подчинёнными. Гринёв-отец предупредил сына, что дворянин не должен превращаться в холопа, но начальников нужно слушать. Службу нельзя превращать в средство для карьерного роста и обогащения, она должна быть выше чьих-либо личных, корыстных интересов).

II. Подведем итоги урока.
Формирование личности молодого дворянина — это непрерывная череда испытаний его чести и человеческой порядочности. Уехав из дома, он то
и дело попадает в ситуации нравственного выбора. Сначала они ничем не
отличаются от тех, что бывают в жизни каждого человека (проигрыш ста
рублей Зурину, буран). Он абсолютно не готов к жизни и должен полагаться только на нравственное чувство. Наставлением сурового отца, полученным перед отъездом, и ограничился его жизненный опыт.
Мемуарист иронически смотрит на своё детство и семейное воспитание,
представляя себя недалёким Митрофанушкой, самонадеянным дворянским
недорослем. Самоирония — это взгляд опытного человека, который понял,
что семья не смогла дать ему главного — знания жизни и людей. Однако
уклад жизни провинциального дворянина Гринёва не противопоставлен, как это было у Фонвизина, вершинам дворянской культуры, а слит с ней воедино. «Простаковский» быт Гринёвых не снимает их связи с лучшими традициями дворянской культуры XVIII века и их порождением — чувством долга, чести и человеческого достоинства. Не случайно «дворянский» пласт романа пронизан отзвуками и ассоциациями, воскрешающими атмосферу русской дворянской литературы XVIII века с её культом долга, чести и человечности.
III. Домашнее задание.
1. Перечитайте главы 3—5.
2. Найдите в тексте детали, воссоздающие облик Белогорской крепости.
3. Подготовьте рассказ о Швабрине по материалам 3 главы (внешность,
образование, отношение к семье Мироновых, отношение к Гринёву).

Срок выполнения заданий УРОКА 2 – 03.12.2020г.