Здравствуйте, дорогие ребята!
Это, конечно. не материал нашего занятия, а просто инструкция. Если вы хотите, чтобы ошибок в ваших письменных работах становилось с каждым разом всё меньше, а уровень вашей грамотности, соответственно, повышался, следуйте ей.
Работу над ошибками нужно проводить после каждой классной и домашней работы, особенно после контрольных и обучающих письменных работ: сочинения, изложения, диктанта.
1. Если вы допустили орфографическую ошибку (за полями у вас в тетради будет значок учителя — косая чёрточка), выпишите слово с красной строки, разберите его по составу, поставьте ударение, определите, в какой морфеме — в корне, приставке, суффиксе или окончании — вы допустили ошибку, подчеркните «ошибкоопасное место» и обязательно выделите морфему.
Если, к примеру, у вас допущена ошибка в безударной гласной корня, проверяемой ударением, поставьте после слова тире, подберите к нему однокоренное слово так, чтобы ударение падало на нужную вам гласную, выделите корень, поставьте ударение и подчеркните проверенную гласную двумя чертами.
Если вы допустили ошибку в безударной гласной корня, не проверяемой ударением, поставьте тире и напишите, что эта орфограмма не проверяется либо что это словарное слово.
Если ошибка допущена в чередовании гласных, графически объясняете её: например, при чередовании корней -бер-//-бир-, -дер-//-дир-, -тер-//-тир-, -блест-//-блист-, -кос-//-кас- и т.д. важно наличие или отсутствие после корня суффикса -а-. Если он есть, выделите его и подчеркните двумя чертами, если нет — подчеркните стык корня и суффикса двумя чертами.
Аналогично проверяются согласные корня.
Орфограммы приставки объясняются графически — её выделением, а также значением, указанным в скобках, если её правописание зависит от значение. Например, правописание приставок при- и пре- от этого зависит. Если вы ошиблись в согласной на стыке приставки и корня (глухость-звонкость), выделите приставку и корень, подчеркните согласную в приставке одной чертой, а следующую за ней согласную корня — двумя чертами.
Орфограммы суффиксов объясняются в зависимости от принадлежности слова к той или иной части речи. Если речь идёт о правописании -Н- и -НН- в суффиксах имён прилагательных и образованных от них наречий и существительных, нужно выделить суффикс, подчеркнуть -Н- или -НН- и указать часть речи.
Если ошибка допущена в правописании окончания, нужно указать часть речи, к которой принадлежит слово, выделить окончание и указать форму слова. Если это существительное — число, падеж, если прилагательное — род, число, падеж, если глагол — наклонение, время (если есть), лицо (если есть), число, род (если есть) и т.д.
2. При исправлении пунктуационных ошибок (за полями знак учителя — «птичка») нужно выписать предложение, в котором допущена ошибка, — конечно же, в исправленном виде — и графически объяснить необходимость постановки или, напротив, отсутствия знака препинания. Например, если вы не поставили запятую между частями сложного предложения, нужно её восстановить и подчеркнуть грамматические основы, если при обращении — надписать, что это обращение, если при вводном слове — также надписать, что это вводное слово и т.д.
3. Грамматические ошибки (за полями значок учителя — заглавная «Г») могут быть связаны с употреблением формы глагола, согласованием времён, согласованием между подлежащим и сказуемым в роде и числе, пропуском слова в предложении, неправильном употреблением формы существительного с предлогом и т.д. В случае, если вами допущена грамматическая ошибка, выпишите словосочетание, где вы желаете её исправить, выделите окончание, укажите форму слова; пропуск слова восстанавливается также в словосочетании, при этом необходимо выполнить его разбор.
4. Фактические ошибка устраняются правильной формулировкой мысли, предложения.
5. Чтобы исправить логические ошибки, нужно переписать фрагмент текста, в котором допущена ошибка, в исправленном виде.
6. Для исправления речевых ошибок также нужно восстановить предложение в правильном виде. Если ошибка стилистическая достаточно выписать словосочетание.
Здесь, конечно, не весь перечень ошибок, но основные принципы выполнения работы над ошибками следующие:
— обязательна графическая работа (работа карандашом);
— также обязательно указание причины, по которой нужно писать так, а не иначе;
— анализ ошибок — это путь к их исправлению.
Посмотрите также это небольшое видео о лайфхаках, которые можно использовать при работе дома в свободное время и на каникулах:
а также это видео о запятых, которые нужно ставить всегда:
Увидимся на уроке!
Юлия Юрьевна