Здравствуйте, ребята.
Тема урока: «Глобальные проблемы человечества»
В современном мире от того, насколько человечество разумно решит глобальные проблемы, зависит будущее планеты и людей.
Глобальные проблемы человечества, которые оказались в центре внимания ученых. Политических деятелей и широкой общественности, изучаются многими науками, в том числе географией.
Это объясняется тем, что каждая из них имеет свои географические аспекты и по-разному проявляется в различных регионах мира.
Что означает термин «глобальный»? какие из проблем, о которых шла речь в этом учебном курсе, можно отнести к глобальным?
Глобальная проблема – проблема общечеловеческая, охватывает весь мир, создает угрозу для настоящего и будущего и требует незамедлительного решения на международном уровне.
На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор, как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём, многообразие и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества.
План урока:
1. Понятие о глобальных проблемах.
2. Классификация глобальных проблем.
3. Основные особенности глобальных проблем.
4. Пути решения.
Ход урока:
Сегодня на уроке мы рассматриваем необычайно важную тему. Она касается жизни не только отдельного человека, но всей человеческой цивилизации. С этой темой вы неоднократно встречались на уроках обществознания в девятом классе, на уроках географии, истории, биологии, экономики поэтому, я думаю, тему урока, а так же цели и способ деятельности вы определите сами.
Одной из характерных особенностей современного мира является обострение глобальных проблем.
Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. И только русский-ученый Вернадский В.И. высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил? В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе. Этот факт констатировали лидеры мировых держав на Конференции ООН по окружающей среде и развитию летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро.
Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», — то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, всеобъемлющий, характерный для земного шара, для всех стран и народов
Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов. (Запись в тетрадь)
Анализ глобальных проблем немыслим без их научной типологии. Существуют различные классификации глобальных проблем. По различным источникам информации их насчитывается от 8-10 до 40-45 и в пределах 45 минут урока рассмотреть все невозможно. Воспользуемся классификацией, которую предлагает автор учебника географии В.П. Максаковский. (Работа учащихся с учебником стр. 353: выписать 4 типа глобальных проблем).
1. «Универсального» характера.
Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера (предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им);
2. Природно – экономического характера.
Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана);
3. Социального характера.
Проблемы преимущественно социального характера (демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья, терроризма);
4. Смешанного характера.
Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др.);
Главный вопрос(проблемный), на который вы сегодня должны ответить: Почему возникают проблемы планетарного масштаба? Каковы причины глобальных проблем? А самое главное выявить возможные пути их преодоления. (Варианты ответов учащихся).
- Предлагаю вашему вниманию видеоурок. Внимательно смотрите и запоминайте!
2. Обобщение материала. Урок проходит в форме пресс-конференции. Докладчики (учащиеся класса, получившие опережающее задание) выступают со своими работами, которые оформлены в виде презентаций.
План характеристики глобальной проблемы:
1. Сущность проблемы.
2. Причины ее возникновения.
3. Пути решения
Глобальная проблема
Доказательства существования проблемы
Пути решения
1. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны.
Накопление средств массового уничтожения в мире.
Разоружение.
Контроль за разоружением.
Мирные договоры.
2. Экологическая проблема.
Изменение климата, разрушение озонового слоя, «парниковый эффект», экологический кризис в различных районах мира.
Рост числа ООПТ.
Очистные сооружения.
Создание безотходных технологий.
Рациональное размещение «грязных производств».
3. Демографическая проблема.
Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах. Неконтролируемая урбанизации, переселение беженцев. Увеличение нагрузки на природу.
Активная демографическая политика.
Повышение экономического уровня развития стран.
Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания.
4.Продовольствен-ная проблема.
Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах.
Интенсивный путь развития сельского хозяйства.
5. Энергетическая и сырьевая проблема.
Рост спроса на сырье.
Истощение природных ресурсов мира.
Использование достижений НТР.
Более полное извлечение полезных ископаемых из недр.
Использование альтернативных источников получения энергии.
Политика ресурсосбережения.
Итак, с помощью разных источников информации вы познакомились с некоторыми из глобальных проблем, которые на ваш взгляд можно считать наиболее серьёзными и на решение которых человечеству надо затратить максимальные усилия.
Почему же именно во 2 половине XX века обострилась большая часть глобальных проблем?(Варианты ответов учащихся)
Причины глобальных проблем:
Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из-за противоречий между человечеством, средой и обществом;
Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;
Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов;
Пути решения: Новое политическое мышление это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей.
Привить людям новые нравственно-этические ценности;
Сплотиться всему человечеству;
Совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире;
Моя планета – человеческий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан?!
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!..
Вот она летит, маленькая какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая,
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,
Все еще живет! и людям еще верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет, просит прийти на помощь!
Выскажите своё мнение, почему планета «просит прийти на помощь»? (Любые проблемы, связанные с воздействием человека на природу и обратным воздействием изменой среды на здоровье и хозяйственную деятельность людей – экологические проблемы.)
Среди глобальных экологических проблем выделяют:
— климатические изменения
— нарушение озонового слоя
— загрязнение водных систем
— загрязнение атмосферы
— уничтожение лесов
— опустынивание
— потеря биоразнообразия
Урок хочу закончить словами Михаила Дудина:
Как яблоко на блюде,
У нас земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все вычерпать до дна!
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня.
Нам жировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
У каждого из нас.
Вывод: Глобальные проблемы – это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели — сохранения возможности жить на Земле.
Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет – заслуга каждого из нас.
3. Рефлексия Прием «тонкий» и «толстый» вопросов – учит учащихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы может задавать как учитель, так и учащиеся друг другу.
1. Можно ли сказать, что глобальные проблемы актуальны лишь для стран с низким уровнем развития?
— Какие глобальные проблемы наиболее характерны для нашего времени?
— Согласны ли вы с тем, что глобальные проблемы наиболее актуальны для развивающихся стран?
— Объясните почему именно во второй половине XX века обострились глобальные проблемы?
— Какие из социальных проблем современности вы считаете наиболее актуальными? Почему?
Домашнее задание: ТЕМА 12, параграфы 1,2 задания.
Подумайте и объясните, что означает выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших предков. Мы берем её взаймы от наших потомков»?
Желаю успехов!