24.02.2024г.-02.03.2024г.Музыка, 7 А,Б,В,Г,Д,Е,Ж.Музыкант и публика.

В самом широком смысле музыкальная публика – это все люди, которые интересуются музыкой и слушают ее. В каждом регионе (страна, область, город и т. д.) к публике относится большая или меньшая часть его «слушателеспособного» населения.

Кого имеют в виду, говоря о публике: слушателей одного концерта либо спектакля, всех постоянных посетителей филармонии либо оперного театра или же всех жителей данной местности, которые в той или иной форме общаются с музыкой? Очевидно, и тех, и других, и третьих. Но каждый раз это иная, особая публика. Соответственно на каждом уровне иными будут ее характеристики, определяемые в логике как объем понятия и его содержание, а именно: круг явлений, которые охватываются понятием «публика», и «набор» признаков, которые в нем фиксируются.

Нас интересует публика, которая в той или иной степени является или может стать потребителем произведений академического музыкального искусства. Данная публика делится на потенциальную и актуальную.

Потенциальная публика – это слой населения, который интересуется музыкой, но не слушает ее систематически. Причиной отсутствия систематичности могут быть как бытовые, социальные факторы, так и отсутствие достаточного устойчивого интереса к произведениям музыкального искусства, а также к той или иной музыке.

Актуальная публика – те люди, которые являются активными потребителями музыкальной культуры, постоянными посетителями публичных концертов, аудио-визуальной продукции и т.д.

В разработке типологии слушателей, зрителей, читателей существует три основных направления. Некоторые авторы кладут в основу классификации какой-нибудь один признак – например, восприимчивость и интерес к новому, неизвестному в искусстве или, напротив, приверженность к старому, хорошо знакомому («верхогляды» и «староверы» у В.Г. Белинского, «новаторы» и «подражатели» у Ж.-М. Гюйо, «неустойчивые» и «устойчивые» зрители у А.В. Луначарского), уровень образования и общей культуры (А. Зильберман), специальное (музыкальное) образование (Р. Франсэ).

Другие авторы, ощущая неполноценность всякой «одномерной» (К. Ниман) классификации, пытаются объединить в одной типологической схеме сразу несколько признаков. Так, Ю. Давыдов выделяет следующие пять типов отношения публики к искусству (и соответственно пять типов воспринимающих): 1) восприятие искусства только в его социально-познавательной или социально-публицистической функции («гносеологический» тип); 2) поиски в искусстве того, чего нет в жизни («компенсативный» тип); 3) отношение с позиций профессиональных знаний об искусстве («знаточеский» тип); 4) чисто моральная оценка («этический» тип); 5) оценка искусства согласно априорным нормам, принятым в социальной группе («социально-престижный» тип).

Т. Адорно во «Введении в музыкальную социологию» рассматривает восемь типов слушателей:

1) эксперт;
2) «хороший слушатель»;
3) «потребитель культуры» – образованный, но равнодушный и пассивный;
4) «эмоциональный» слушатель, переживающий чувства «по поводу» музыки;
5) «рессентиментный» (антиэмоциональный) слушатель – сектант-пуританин, слепо преданный серьезной музыке, но не понимающий ее;
6) «джазовый фанатик» (джаз-фан);
7) «развлекающийся» слушатель;
8) немузыкальный или антимузыкальный человек.
Слушателя более прямо и непосредственно характеризуют качества его музыкального восприятия:

1) способность к сосредоточенному или рассеянному слушанию;
2) степень целостности, полноты (многослойности) и адекватности охвата и понимания музыки, глубина ее переживания и усвоения (градации – от элементарных физиологических реакций до катарсиса);
3) способность к различению и адекватной оценке подлинных художественных ценностей.
Именно по этим признакам выделяются в каждой из трех основных жанровых сфер – серьезная музыка, легкая музыка, фольклор – три типа слушателей:

1) высокоразвитый – «знаток», «эксперт»;
2) среднеразвитый – «любитель», «дилетант»;
3) низкоразвитый – «профан».
Высокоразвитый слушатель способен к сосредоточенному восприятию, охватывает и понимает музыкальное произведение целостно, многослойно и достаточно адекватно, в переживании музыки способен достичь катарсиса, различает и достойно оценивает все художественно ценное в музыке, в том числе творчески оригинальное.

Среднеразвитый не всегда воспринимает музыку сосредоточенно, охват и понимание им произведений фрагментарны, неполны и лишь частично адекватны, в переживании он не идет далее эмоционального резонанса, компенсирующих эмоций или эстетического наслаждения, ценит в музыке традиционное.

Низкоразвитый характеризуется рассеянным восприятием, непониманием музыки, поверхностными (развлечение) и внехудожественными эмоциями, ценит банальное.

Каждое из этих определений действительно только для какой-либо одной жанровой сферы. Иными словами, знаток серьезной музыки вовсе не обязательно является таковым в области легкой музыки или фольклора, здесь он может оказаться дилетантом или профаном. И наоборот: знаток фольклора часто бывает профаном в других жанровых сферах.

Задание:изучить материал и написать краткий конспект.