Урок 1. Простое и сложное предложение.
Здравствуй, Мария! На прошлом уроке мы узнали, какие предложения называются простыми, а какие — сложными? Давай еще раз повторим.
Простое предложение – это предложение, в котором одна грамматическая основа.
Сложное предложение – это предложение, в котором две и более грамматических основы, связанных по смыслу и интонационно.
Внимательно изучи,пожалуйста, видеоурок:
https://youtu.be/dTJrg8wNIdY
Домашнее задание:
1. параграф 34;
2. упр.175, словарный диктант на стр.140 письменно.
Урок 2. Зачем нужно изучать фонетику.
Фонетика — это наука о звуках речи. Фонетика нужна не только в школе. Она нужна людям разных профессий: дикторам, артистам, ведущим и врачам- логопедам. Фонетика изучает слоги, ударение и интонацию.
Мария, мы с тобой составим план параграфа в виде вопросов и ответов.
1. Что такое фонетика? Фонетика – раздел науки о языке.
2. Что изучает фонетика? Фонетика изучает звуки речи, слоги, ударение, интонацию.
3. Кому нужна фонетика? Фонетика нужна артистам, дикторам, ведущим радио- и телепередач, программистам.
4. Что подсказывает фонетика? Фонетика подсказывает как произносит звуки речи и целые слова.
5. Как помогает фонетика врачам-логопедам? Врачам-логопедам помогает учить детей правильно проговаривать трудные звуки.
Урок 3. Чем звуки речи отличаются от других звуков.
Звуки речи помогают нам различать слова, понимать их значение. Примеры: борт-торт-порт, дым-дом-дам.
Домашнее задание:
параграф 36; упр.180 устно; упр.181 письменно.
Урок 4. Фонетическая транскрипция
Добрый день, Мария! Сначала проведем с тобой фонетический опрос.
— Как называется раздел науки о языке изучающий звуки речи? (фонетика)
— На какие группы делятся звуки речи? (гласные, согласные)
— Какие звуки являются гласными? (которые состоят только из голоса)
— Какие звуки являются согласными? (которые состоят из голоса и шума)
— Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные)
— Каким буквам отведена двойная роль? (е, ё, ю, я)
— Сколько букв в русском алфавите?
— Сколько гласных?
— Сколько согласных?
— В чем разница между буквой и звуком?
— Сколько парных согласных по глухости – звонкости?
— Сколько непарных глухих? (4)
— Назовите. [х, ц, ч, щ]
— Сколько непарных мягких согласных? (3)
— Назовите. [ч, щ, й,]
— Сколько непарных твердых согласных? (3)
— Назовите. [ж, ш, ц]
— Сколько гласных звуков? (6)
— Сколько согласных звуков? (36)
— Сколько всего звуков? (42)
— Молодец, Мария!
Теперь перейдем к изучению нового материала.
Что такое транскрипция? Транскрипция — это точная передача на письме звуков произносимой речи.
Посмотри, пожалуйста, видеоурок:
https://youtu.be/ty6BuTTYD4w
Домашнее задание:
1. изучить параграф 38
2. Упр. 193 письменно
Урок 5. Отличие гласных и согласных звуков
Гласные – это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор. При артикуляции гласных работают голосовые связки в гортани. Они сближены, напряжены и вибрируют. Поэтому при произнесении гласных мы слышим голос. Гласные можно тянуть. Их можно кричать. А если приложить руку к горлу, то работу голосовых связок при произнесении гласных можно почувствовать, ощутить рукой.
Согласные – это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согласных. Вид преграды определяет характер согласного звука. Щель образуется, например, при произнесении звуков: [с], [з], [ш], [ж]. Кончик языка лишь приближается к нижним или верхним зубам. Щелевые согласные можно тянуть: [с-с-с-с], [ ш-ш-ш-ш]. В результате вы хорошо услышите шум: при произнесении [c] – свистящий, а при произнесении [ш] — шипящий. Смычка, второй вид артикуляции согласных, образуется при смыкании органов речи. Поток воздуха резко преодолевает эту преграду, звуки получаются краткими, энергичными. Поэтому они называются взрывными. Тянуть их не получится. Таковы, например, звуки [п], [б], [т], [д]. Такую артикуляцию легче почувствовать, ощутить.
Подведем итог всему сказанному.
— Какие же звуки бывают? (гласные и согласные).
— Мария, какие гласные буквы есть в русском языке? (а, о, у, э, и, ы)
— А теперь превратимся в ученых. Чтобы прочитать лекцию о согласных звуках, нам нужно кое-что о них вспомнить. Обратимся к справочным материалам.
По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие.
При произнесении звонких согласных слышен и голос, и шум, а глухих – только шум. Глухие нельзя произнести громко. Их нельзя прокричать.
Сравним слова: дом и кот. В каждом слове по 1-му гласному звуку и по 2 согласных. Гласные одинаковые, а согласные разные: [д] и [м] – звонкие, а [к] и [т] – глухие. Звонкость-глухость – это важнейший признак согласных в русском языке. Многие русские согласные образуют пары по звонкости-глухости: [б] – [п], [з] — [c] и другие. Таких пар 11.
Пары по глухости-звонкости: [п] и [б], [п’] и [б’], [ф] и [в], [ф’] и [в’], [к] и [г], [к’] и [г’], [т] и [д], [т’] и [д’], [ш] и [ж], [с] и [з], [с’] и [з’].
Но есть звуки, у которых нет пары по признаку звонкости — глухости. Например, звуки [р], [л], [н], [м], [й’] – непарные звонкие, а [ц] и [ч’] – непарные глухие.
Непарные по глухости-звонкости. Звонкие непарные: [р], [л], [н], [м], [й’], [р’], [л’], [н’], [м’]. Глухие непарные: [ц], [ч’], [ш’:], [х], [х’].
Согласные различаются не только по глухости-звонкости, но и по твёрдости-мягкости.
Твёрдость-мягкость – второй важнейший признак согласных в русском языке. Мягкие согласные отличаются от твёрдых особым положением языка. При произнесении твёрдых всё тело языка оттянуто назад, а при произнесении мягких сдвинуто вперед, а средняя часть языка при этом приподнята. Сравните: [м] – [ м’], [з] – [ з’]. Звонкие мягкие звучат выше, чем твердые.
Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости: [б] – [б’], [ в] – [ в’] и другие. Таких пар 15.
Пары по твёрдости-мягкости: [б] и [б’], [м] и [м’], [п] и [п’], [в] и [в’], [ф] и [ф’], [з] и [з’], [с] и [с’], [д] и [д’], [т] и [т’], [н] и [н’], [л] и [л’], [р] и [р’], [к] и [к’], [г] и [г’], [х] и [х’].
Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. Например, звуки [ж], [ш], [ц] – непарные твёрдые, а [й’] и [ч’] – непарные глухие.
Непарные по твёрдости-мягкости. Твёрдые непарные: [ж], [ш], [ц]. Мягкие непарные: [й’], [ч’], [ш’:].
Домашнее задание:
1. изучить параграф 39;
2. Упр. 201 устно.