21.09.2024 10 «Б»,»В». Литература. «Художественное и идейное своеобразие пьесы А.Н. Островского «Гроза». Система персонажей.

А.Н. Островский хорошо знал и понимал русскую жизнь, изображал её в своих произведениях тонко, правдиво и точно.

Одной из самых значительных его пьес, несомненно, является драма (по его собственному определению) «Гроза».

Это произведение было написано в 1859 году, во время коренных перемен, происходивших в русском обществе. В это время в России наступил конец системы крепостного права.

Основная идея произведения — конфликт молодой женщины с «темным царством», царством самодуров, деспотов, невежд.

Воображение автора мысленно переносит нас в провинциальный купеческий городок Калинов, расположенный на берегу Волги. Жители его уже пригляделись к прекрасной природе в окрестностях города, и она не радует глаз никому. Основную часть времени горожане проводят дома: ведут хозяйство, отдыхают, вечерами «сидят на завалинках у ворот и занимаются благочестивыми разговорами». Они не интересуются ничем, что выходит за границы города. А на фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая жизнь простого люда.

Итак, главная героиня пьесы — Катерина. Давайте попробуем сопоставить ее с другими персонажами пьесы и выяснить насколько силен ее характер и чем отличается от других героев.

Система персонажей. 

Рисунки выполнены воспитанницей объединения «Филологическая студия» ДТДМ г. Нальчика Ульбашевой Софией. 2023 г.

Марфа Игнатьевна Кабанова – ее свекровь, властная, грубая женщина, будучи воспитанной по старинным обычаям,  считает, что муж должен непременно бить жену и детей, а хозяин – своих подчиненных. Это типичный образчик закостеневшего патриархального купечества, погрязшего в хамстве и невежестве. Под гнетом этой женщины Катерина чахнет.

Катерина росла в доме зажиточного купца. Жизнь ее в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она занималась тем, что ей нравится. Душа Катерины чиста, открыта, способна на большую любовь.

Действие 1, явление 7.

Катерина. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Какая я была резвая! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

А здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Бывало, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; А какие сны мне снились! Храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то…

 

Монолог Катерины читает Виндугова Ванесса, учащаяся объединения «Филологическая студия», ДТДМ, 

 Особенность положения Катерины в системе персонажей в том, что для неё не находится пары. Она любит Бориса, жалеет Тихона, любит , как сестру, Варвару, и они отвечают ей тем же, но она совершенно одинока. Её не понимает никто из них. Ни с кем она не соразмерна.

 Тихон, сын Кабанихи, — слабое, безвольное существо. Слабохарактерным его сделала мать. Он подчиняется ей во всем, всегда. «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг»,- робко говорит он матери. Тихон никогда не ропщет, не протестует. Не в его силах принять твердое решение. Уезжая . в Москву он говорит Катерине обидные слова: » Уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться, а ты еще навязываешься со мной» . Освободившись на несколько дней от этих кандалов, он гуляет напропалую, не думая о молодой жене. И все- таки он жалеет, что не погиб вместе с женой: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться?» В этих словах – боль за свое унизительное положение и в то же время — осознание неспособности как-то изменить свою жизнь, выйти из материнского подчинения…Он так и будет «мучиться»…

Борис, племянник Дикого, жертва темного царства. Он вынужден подчиняться своему дяде, так как материально от него зависит. Ради денег он терпит унижения, оскорбления. Он также не способен защитить Катерину. Не готов увезти ее с собой. Не готов спасти.

Настоящими хозяевами города и жизни являются Дикой и Кабаниха. Они носители идей старого уклада – домостроя. Они проявляют жестокость, самодурство и ханжество по отношению к другим персонажам.

Во время прощания с Тихоном, она требует кланяться в ноги, ругает Катерину за проявление нежности.

— Что на шею виснешь, бесстыдница! не с любовником прощаешься. он тебе муж — глава! аль порядку не знаешь? в ноги кланяйся!

 Однако и Кабанова, и Дикой  уже чувствуют начало перемен, ощущают гибель старого уклада.

Странница Феклуша твердит: «Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снует, один туда, другой сюда».

Кабанова. Некуда нам торопиться-то, милая, мы и живем не спеша, — надеется Кабаниха.

Трагедия совести – основная проблема в пьесе «Гроза». Любовь окрыляет Катерину. Однако измена мужу губит ее высоконравственную душу.  Катерина намного чище и нравственнее каждого жителя города. Однако её нравственность играет с ней злую шутку. Изменив мужу, то есть сделав то, что в Калинове является абсолютно естественным и обыденным, героиня тем не менее отказывается дать себе поблажку, став такой же лицемеркой, как и окружающие. Не выдержав мук совести, она публично кается перед недостойной толпой, но вместо прощения и понимания получает клеймо прелюбодейки и насмешки от настоящих грешников.

Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. Личность ее протестует против лжи и ханжества, которые ее окружают.

Домашнее задание: рассуждение о системе образов произведения, приемов раскрытия автором характеров героев, о своеобразии конфликта, смысле названия.