Поэт родился 8 (21) июня 1910 года в крестьянской семье. Для формирования его личности имела большое значение начитанность его отца, любовь к книге, которую он воспитывал в своих детях. «Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги», — писал Твардовский. Он рано познакомился с произведениями Пушкина, Гоголя, Некрасова. Рано начал сочинять. «Стихи писать я начал до овладения первоначальной грамотой. Хорошо помню, что первое мое стихотворение, обличающее моих сверстников, разорителей птичьих гнезд, я пытался записать, еще не зная всех букв алфавита и, конечно, не имея понятия о правилах стихосложения… я отчётливо помню, что было страстное, горячее до сердцебиения желание… и лада, и ряда, и музыки, — желание родить их на свет — и немедленно, чувство, сопутствующее и доныне всякому новому замыслу».
Трифон Гордеевич мечтал дать детям хорошее образование. Для этого в 1918 году был привезён из Смоленска репетитор гимназист 8-го класса, а потом Твардовского и его старшего брата отдали учиться в школу. Александр был записан сразу во 2 класс. Учёба продолжалась до 1924 года в разных школах. Твардовский становится деятельным участником общественной жизни деревни. Он, «рядовой сельский комсомолец», посылал «небольшие заметки в редакции смоленских газет. Писал о неисправленных мостах, о комсомольских субботниках, о злоупотреблении местных властей».
19 июля 1925 года в газете «Смоленская деревня» было напечатано первое стихотворение «Новая изба» с подписью «Александр Твардовский». Так начинался творческий путь А.Т. Твардовского.
В 1932—1939 годы Твардовский учится в Смоленском педагогическом институте на гуманитарном факультете, затем в Московском институте истории, философии и литературы, плодотворно пишет и печатается.
А между тем жизнь внесла свои коррективы в творческие планы поэта. Началась война с Финляндией, и он стал корреспондентом газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины». В снегах Финляндии родился образ героя, прошедшего позднее всю Отечественную, ставшего как бы вторым «я» поэта, — Василия Тёркина.
8.Аналитическая беседа по главе «От автора»
—Какое место с точки зрения композиции произведения занимает эта глава? (Это вступление.)
—Каковы функции вступления? Как они реализованы в главе «От автора»? (Автор знакомит читателей со временем действия и главным героем.) Почему не названо конкретное место действия?
(Оно меняется, т. к. армия то отступает, то освобождает от фашистов свою территорию.)
—Без чего, по мнению автора, нельзя прожить на войне? Какую иерархию ценностей выстраивает поэт? (Вода — еда — правда.)
—О какой правде идет речь? (Правда о боевых действиях, о настрое солдат, о тяжелом положении армии.)
—Какая интонация преобладает в этой главе? Вас не удивляет, что про кровавую войну автор пишет местами задорно и весело, легким поэтическим словом, использует приподнятые, бодрые интонации? Почему не строго и пафосно, не торжественно и печально пишет Твардовский? В чем поэт видит свою задачу как писателя во время войны? (Не только рассказать правду о войне, но и поднять дух солдат, развлечь, помочь отдохнуть от того, что они видят и слышат каждую секунду.)
—Почему автор подчеркивает, что поэма «без начала, без конца»?
Как автор сам объясняет такую характеристику?
—Можно ли читать поэму с любой части и в любом порядке?
Домашнее задание: прочитать поэму «Василий Тёркин», составить письменную характеристику главного героя.