20. 04. 2020 г. 7 “Б”, “В”, “Д”, “Е”. Литература. Музыка. Краткие сведения о С. А. Есенине. Тематика лирических стихотворений «Я покинул родимый дом…», «Отговорила роща золотая…»

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим и Сергее Александровиче Есенине. Вспомните, какие стихотворения С. Есенина вы прочитали в 5—6 классах?
– «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Поёт зима-аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано…».
Каковы художественные идеи этих произведений?
– Родная природа неотделима от человека, от его настроения, мыслей, чувств; мысленное возвращение в родные края даёт лирическому герою силы любить и надеяться на счастье (стихотворение «Ты запой мне ту песню, что прежде…»). Природа в изображении С. Есенина не символ человеческих чувств и не аналогия человеческого мира. Она одушевлённое существо, живущее своей, «самостоятельной» жизнью («Нивы сжаты, рощи голы…», «Поёт зима-аукает…»). Произведение С.А. Есенина «Песнь о собаке» — это своего рода гимн святому чувству материнства, свойственному собаке в такой же степени, как и женщине-матери. Стихотворение «Разбуди меня завтра рано…» — размышление о том, что талант всегда будет связан с милым краем («домом»), его природой и трудом близких поэту людей. Вдохновлённый переменами, поэт с радостью будет посвящать свой талант служению людям.
Какие факты биографии С. А. Есенина вам известны?
Посмотрите видеолекцию «С. Есенин. Жизнь и творчество».

Обратитесь к учебнику. Прочитайте фрагмент «О себе».
В революционные годы, во времена разрухи, голода и террора, Есенин размышляет о фольклоре, древнерусском искусстве. Он высказывает надежду на воскрешение тайных знаков древней жизни, на восстановление гармонии между человеком и природой, при этом полагаясь всё на тот же деревенский уклад: «Единственным расточительным и неряшливым, но всё же хранителем этой тайны была полуразбитая отхожим промыслом и заводами деревня». Очень скоро Есенин «понял, вернее, почуял своим крестьянским сердцем, что произошла не „великая бескровная”, а началось время тёмное и беспощадное…». И вот настроение приподнятости и надежд сменяется у Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянский быт разрушается, голод и разруха шествуют по стране. В это время он пишет стихотворение «Я покинул родимый дом».
Послушайте стихотворение.


(читает сам автор)


(читает С. Безруков)

• Какое чувство испытывает поэт? Ответьте одним словом из стихотворения.
Стихотворение проникнуто чувством грусти.
• Назовите образы, с которыми в сознании поэта связан родной край? Опишите картину, которую вы представляете себе, читая стихотворение.
Родимый дом, голубая Русь, в три звезды березняк над прудом, старая мать, тихая вода с отражающейся в ней луной, яблоневый цвет, седина у отца в бороде, звонкая пурга, старый клён на одной ноге, дождь листьев.
В стихотворении изображено то, что мило сердцу поэта: родная природа, родные люди.
• Подумайте, Русь в стихотворении — это родная природа или что-то ещё?
Прочитайте статью «Родные края».
• Выразительно прочитайте стихотворения «Отговорила роща золотая…».
• Каким чувством проникнуто стихотворение? Есть ли у него нечто общее со стихотворением «Я покинул родимый дом…»?
Объединяющее начало — настроение грусти, возникающее при расставании. В стихотворении «Я покинул родимый дом…» лирический герой подводит итоги одного из этапов своего жизненного пути; сюжет стихотворения «Отговорила роща золотая…» — движение чувства лирического героя, подводящего итоги всей жизни.
Стихотворение было положено на музыку. Послушайте один из романсов.

Более 15 стихотворений Сергея Есенина были положены на музыку и стали романсами. Среди них наиболее известны: «Отговорила роща золотая…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Пускай ты выпита другим…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Выткался на озере алый цвет зари…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Заметался пожар голубой…», «Собаке Качалова».

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом…» или стихотворение «Отговорила роща золотая…» (видеозапись чтения отправьте по WhatsApp);
подготовить сообщение (презентацию) «Поэзия С.Есенина в музыке»
(cвои работы отправьте по электронному адресу haupsheva_marjana@mail.ru).