Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.
Э.М. Хемингуэй.
Чтобы понять какую страницу вписал Э. Хемингуэй в мировую литературу, надо обратиться к жизни и творчеству писателя и постараться ответить себе на вопросы. Кто же он – Эрнест Хемингуэй? Какие исторические события выпали на его долю? О чем писал и размышлял? Какие произведения стали главными в его творчестве.
Для успешной работы на уроке нам необходимо повторить ряд теоретических положений:
* притча — произведение с четко выраженной моралью, поучительной идеей;
* подтекст — скрытый смысл произведения, вытекающий из словесных значений;
* пафос произведения — эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя;
* лейтмотив — ведущий мотив, который повторяется на протяжении всего произведения.
Мир Э.Хэмингуэя стал явлением прозы. Вера в жизнь, добро, справедливость, в сильных духом, красивых людей особенно необходима нам сейчас.
Счастье для Хэмингуэя заключалось в том, чтобы любить помимо собственных детей,,три континента, несколько самолетов и кораблей, океан, всех сестер, жен, жизнь, утро, полдень, вечер и ночь, честь, плавание, рыбную ловлю, чтение”. Именно в этом искал и смысл жизни.
Уверена, что вы не раз задумывались над вопросом: ,,В чем смысл жизни? Для чего появился человек на земле?” ( Это то ради чего человек живет, во что он верит, к чему стремится).
Ответ – решение Хемингуэя содержится в повести ,, Старик и море “.
Как описывает автор главного героя? ( Работа с текстом).
Скажите, какие сравнения служат доказательством того, что он часть мира природы.
За этими шрамами на руках, изношенным парусом, видим физически обессиленного многолетним трудом человека, который прожил тяжелую жизнь и привык терпеть лишения.
Да, таким он предстал перед нами внешне. А что говорит о человеке ,,внутреннем”?
Итак, автор противопоставляет внутреннего человека внешнему.
ПИСЬМЕННО СОСТАВЬТЕ внутренний / внешний портрет старика.
Рядом со стариком всегда мальчик.
О чем говорит малыш со стариком? Каковы их отношения?
Почему малыш верит силы и возможности старика, а его отец не верит?
Из чего следует этот вывод, что мальчик любит его?
О чем разговаривают старик и мальчик в быту.
Как связан с морем старик? (Вся его жизнь связана с морем. Море кормит его, но оно ничего не хочет отдавать добровольно. Поэтому старик ведет вечную борьбу со стихией, именно эта борьба делает Сантьяго сильным и волевым. Только таким людям уступает природа часть своих богатств, если человек научится понимать язык природы, чувствовать ее глубокую и сложную жизнь. Сантьяго связан с морем какими – то внутренними узами. Уединившись на лоне природы,(оставшись один на один с природой ) он размышляет. Размышления старика — ЗАПИСАТЬ.
Старик понимает вину перед природой, чувствует вину перед ней, его тяготит мысль о том, что человек вымогает пищу у моря, убивает своих собратьев – рыб, птиц, зверей. ( Как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну, звезды…).
Легко ли было ему в море?
Так кто же старик? Победитель или побежденный?
Домашнее задание. Сочинение-миниатюра « Как будет жить старик, останется ли он непобедимым?»