19.03.2021. Краеведение. 8 «А», «Д», «Е». Воспитание.

Добрый вечер! Перед вами материал для изучения.
Как известно, народы Кавказа, в том числе и абхазо-адыгского происхождения, обладают весьма своеобразной культурой и традициями, что всегда привлекало к себе внимание исследователей. Абазины представляют собой не только один из древнейших коренных этносов Кавказа, принадлежащий к группе абхазо-адыгских народов, но и одну из весьма своеобразных и наименее исследованных этнических групп.
Изучение истории и этнографии абазинского народа имеет определенную историографическую традицию. Вместе с тем такие вопросы, как проблемы этногенеза и этнической истории, свадебно-брачные институты, религиозный синкретизм, отдельные стороны общественного и семейного быта остаются либо дискуссионными, либо малоисследованными. До недавнего времени не становились предметом специального и комплексного изучения в отечественном абазиноведении и вопросы воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем необходимо отметить, что значительное место в традиционном этикете абазин занимают принципы воспитания детей.
Внимательное и бережное отношение к детям фиксировалось в соответствующих нормах поведения. Так, у абазин практически исключались рукоприкладство, грубые слова и ругательства, унижающие достоинство ребенка. По наблюдению автора ХIХ В. Т. Лапинского, «дети воспитываются очень разумно. Ребенка никогда не бьют и даже не ругают» [4, c.103]. На правила этикета, символизирующие почтительное отношение к детям, указывает и Б.Х. Бгажноков: «Когда взрослые входят в чей-либо дом, то едва ли не в первую очередь они стараются приласкать находящихся там детей, порадовать их специально приготовленными подарками» [1, c. 224-225].
Анализ существующей специальной литературы и данных полевых материалов свидетельствует о том, что в результате сложных этнокультурных процессов, выразившихся во взаимопроникновении национальных культур и традиций, продолжавшихся в течение длительного периода времени и охвативших все структуры семейного быта, в принципах воспитания подрастающего поколения, как у абазин, абхазов, адыгов, так и у других народов Кавказа, не было принципиальных различий. Обобщение опыта воспитания детей у кавказских народов позволяет вычленить из всей совокупности направлений воспитания подрастающего поколения следующие его составляющие элементы: физическое, трудовое, эстетическое и нравственное воспитание.
С самого рождения ребенка абазины прилагали все усилия для его полноценного физического воспитания, чтобы из родившегося вырос сильный, здоровый, достойный продолжатель рода. К этому были призваны многочисленные обряды, связанные с рождением и дальнейшим развитием ребенка, включая период нахождения его в утробе матери: всевозможные запреты для беременной женщины (не выходить ночью из дому, не поднимать тяжести, окружающим не злословить и не ругаться при беременной невестке и др.); оберегание новорожденного от сглаза, от злых духов, соблюдение всевозможных обрядов, направленных на то, чтобы ребенок рос здоровым: обряды укладывания ребенка в удобную люльку, первой стрижки волос, первого самостоятельного шага; запреты на грубое отчитывание провинившегося ребенка, на телесное наказание и т.д. Говоря о духовных и нравственных основах традиционного воспитания подрастающего поколения у абхазов, А.Э. Куправа отмечает, что «весь уклад семейной и общественной жизни абхазов знакомил молодое поколение с традиционно-бытовой культурой, с морально-психологическими установками, нормами поведения, этикетом абхазов»