Здравствуйте ребята! Приветствую вас на уроке музыки, тема которого «Два музыкальных посвящения».
Для начала вспомним, что интонация помогает человеку выразить своё отношение к чему-либо, а выразительность музыкального произведения зависит от интонации.
Интонация в музыке – это многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли. Музыкальные интонации складываются в мелодию.
Дмитрий Шостакович назвал её «душой музыкального произведения».
Музыкальный образ – это живое, обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях.
Романс сочетает в себе интонации разговорной речи и музыкальной мелодии.
Романс – это вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента.
Жанр зародился в Испании в средние века. Это светская песня на испанском («романском») языке, исполненная под аккомпанемент гитары или другого музыкального инструмента.
В середине XIX века зарождается школа русского романса.
В дворянской семье необходимыми предметами домашнего быта становятся фортепиано, арфа, скрипка или гитара.
Распространенным явлением стало любительское музицирование. На музыкальных встречах играли, пели, в том числе, бытовые романсы, стилистически близкие песне.
В XIX веке романс – это один из характерных жанров эпохи романтизма, выражающий внутренний мир человека. Основоположниками русской школы романсов считают Александра Алябьева («Два ворона», «Зимняя дорога», «Соловей», «Вечерний звон» и др.), Александра Гурилёва («И скучно, и грустно», «Колокольчик»,
Романс «Красный сарафан», написанный Александром Егоровичем Варламовым на стихи Николая Цыганова, является одним из известных и популярных вокальных произведений, написанных в стиле русской народной песни.Здесь мы слышим разговор матери и дочери, где дочь просит матушку не спешить отдавать её замуж. А матушка убеждает её в том, что всему свой черед. Мы слышим разговор матери и дочери. Девушке предстоит идти замуж в чужую семью, а она не хочет, потому и просит матушку не расплетать её косу.
Поэзия Александра Сергеевича Пушкина возвысила русский романс до уровня классического искусства.
Романс «Я помню чудное мгновенье» Михаила Ивановича Глинки (1804-1857) на стихи Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) считается шедевром романсовой лирики. Он звучит как исповедь душевных переживаний композитора.
В 1819 году на одном из вечеров в доме Алексея Николаевича Оленина, президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки, началась история этого романса. 20-летний поэт впервые встретился с 19-летней Анной Керн. Юная красавица очаровала и покорила сердце поэта. Когда Анна Керн садилась в экипаж, Пушкин вышел на крыльцо и долго провожал её взглядом.
Через шесть лет, в июне 1825 года произошла вторая встреча Пушкина с Керн. Поэт находился в Михайловской ссылке и часто бывал у родственников в селе Тригорское. Анна Керн около месяца гостила в Тригорском. С Пушкиным она встречается почти ежедневно. И в душе поэта «настало пробуждение» – пробуждение от всех тяжелых переживаний, перенесенных «в глуши, во мраке заточенья» в изгнании. Решающего объяснения между ними не произошло. Анна Керн действительно была для Пушкина «мимолётным виденьем».
И родились строки: «Я помню чудное мгновение…». Прошло 15 лет. Композитор Михаил Иванович Глинка пишет романс на стихи Пушкина и посвящает его дочери Анны Керн Екатерине.
В «Записках» Глинка не сразу упоминает об Анне Петровне Керн, а Екатерину Керн обозначает инициалами Е. К. «Вскоре чувства мои были вполне разделены милою Е. К., и свидания с нею становились отраднее…».«Я помню чудное мгновенье», – распевал Глинка, аккомпанируя себе на рояле в квартире его сестры в Смольном в присутствии Екатерины Керн. Это была история уже не любви Пушкина к Анне Керн, а композитора – к Екатерине Керн.
Романс «Я помню чудное мгновенье…» написан в трёхчастной форме.
Начинается с лёгкого, воздушного фортепианного вступления в верхнем регистре, отражающего поэтический образ “мимолётного виденья”.
Момент «разлуки с любимой» в романсе – переломный. Бурный порыв эмоций, врывается в мелодию взволнованными и осторожными звуками фортепиано. интонациями.
Образ любимой тает в памяти, исчезает в тревоге шумной суеты, и мелодия становится вокальной декламацией.
«И я забыл твой голос нежный
Твои небесные черты».
Музыка передаёт безнадёжность, печаль. Мелодия, преодолевая внутреннее сопротивление, стремится подняться, мы слышим отчаяние:
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви».
«Радость вновь наступившего свидания» – настроение меняется, и музыка отражает возвращение из тягостного мрака, луч света и надежды, «пробуждение души».
Повторяется мелодия первой части, но изменилось настроение музыки.
Повторяется мелодия первой части, но настроение музыки меняется:
«И сердце бьётся в упоенье»,
«И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь».
И музыка восторженная, жизнеутверждающая.
Каждую мысль и фразу поэта композитор как бы рисует музыкальными интонациями.
Законченность мысли в каждой строфе – Глинка не только сохранил, но и усилил средствами музыки. Встреча с Екатериной Керн вдохновила композитора на написание романса «Я помню чудное мгновенье».
Позже для Екатерины Керн Глинка написал произведение – симфонический «Вальс-фантазию».
В произведении композитор создаёт музыкальный образ любимой, легко кружащейся в вальсе.
Композитор написал этот вальс для фортепиано. Но вскоре он стал так популярен, что появились его оркестровые переложения. Глинка ещё не раз возвращался к своему произведению.
Стихотворение Александра Пушкина и романс Михаила Глинки «Я помню чудное мгновенье» — два гениальных посвящения, в которых воспета глубина эмоциональных переживаний и чувств.
Литературный шедевр, который до сих пор волнует сердца людей и шедевр романсовой лирики, признанный одним из лучших музыкальных произведений, начала XIX века.
Стихи и музыка гармонично соединились и уже не представляются существующими отдельно.
Ребята, просмотрите видео к сегодняшней теме, запишите основные моменты урока. О каких двух посвящениях идёт речь?
Тетради с вашими записями жду на проверку в четверг, 23 сентября в 214к. перед началом 2й смены!
ВАЖНО!
— В тетради должны быть записи ко всем 3 урокам;
— Приносите тетради всего класса!
Желаю удачи и продуктивного дня!