Здравствуйте, ребята!
Тема урока: «Почва – особое природное тело».
На протяжении нескольких уроков мы изучали оболочки Земли, назовите их.
Какую из них мы рассматривали на прошлом уроке? (биосфера)
Из каких царств состоит биосфера? (растения, животные, грибы, бактерии).
Какое из этих царств является создателем пищи для других? (растения)
Где растения берут себе силы для роста? (Из земли, из почвы)
Итак, цель нашего урока: исследовать природное тело — почву.
План исследования:
Понятие почва.
Состав почв
Главное свойство почв.
Образование почв.
Обитатели почв
1. Почва – верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором растут растения.
Изучением почв занимался великий русский ученый — Докучаев ВЫСТУПЛЕНИЕ РЕБЕНКА «ДОКУЧАЕВ»
2. Состав почв
— Газообразная часть
— Твёрдая часть
— Жидкая часть
— Живая часть
3. Главное свойство почв
Как человек использует почвы?
Верно, человек выращивает растения, чтобы собрать плоды. Плоды человек использует в качестве пищи.
Поэтому главное свойство почв — плодородие. Какое вещество в почве обеспечивает плодородие? (перегной — гумус)
А что такое гумус (перегной)?
1. Гумус — особое органическое вещество, образованное из перегнивших останков живых организмов.
2. Основное свойство почв – плодородие. Самая плодородная почва это чернозем
4. Образование почв.
Примерный план:
Разрушение горных пород
Образование слоя песка и глины
Заселение организмами
Накопление гумуса …………………………
Проверка по цепочке – 1 ряд. Вопрос, а с какой скоростью образуются почвы? (0,5 — 2 см за 100 лет). Зная, что почвы образуются медленно, как надо к ним относиться?
Солнце жаркое печёт,
Ветер больно Гору бьет,
И Вода старается –
Трещин прибавляется.
И заплакала Гора:
— Ох, стара я, ох, стара!
Почему плакала гора?
Как в природе разрушаются камни?
Вам интересно, что же произошло с Горой дальше? Тогда слушайте:
Пожалел Лишайник Гору:
Поселился, лезет в гору.
Трещины прикрыла Почва,
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
— Вновь я стала молода!
— Благодаря чему Гора почувствовала себя молодой?
*Благодаря тому, что произошёл процесс образования почвы.
А теперь вернемся к тому моменту что все горные породы со временем разрушаются превращаясь в мелкие частицы. Этот процесс называется выветриванием горных пород, а продукт этого разрушения называют « материнской породой» — основой образования почвы.
Почву населяют множество живых существ. Этот скрытый мир от нас выполняет в природе очень важную роль. Здесь, в почве, безжизненные горные породы превращаются в среду обитания живых организмов. Этот переход неживого в живое происходит в почве при участии всех её больших и малых обитателей.
Предлагаю вам видеоурок. Внимательно смотрите и запоминайте!
Домашнее задание: параграф 26, вопросы и задания. Желаю успехов!