Лирика Пушкина – это не просто красивые стихотворения, это уроки жизни, которые актуальны и сегодня. Творчество этого великого поэта навсегда останется в истории русской литературы.
В своих стихах поэт использовал множество тем и мотивов. Не каждый писатель может сравниться с ним в многогранности и разнообразности лирических ходов и мыслей. Написание сочинения по лирике поможет вам развить навыки анализа поэзии, расширить свой литературный кругозор и понять глубину и красоту лирического жанра, позволит почувствовать истинное искусство слова и почтить память великого поэта.
ВЫБЕРИТЕ ТЕМУ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ:
1.Тема любви и образы женщин в лирике А. С. Пушкина.
2.Тема дружбы и образы друзей в лирике А. С. Пушкина.
3.Мотив свободы в лирике А. С. Пушкина.
4.Человек и природа в лирике А. С. Пушкина.
5.Основные мотивы лирики А. С. Пушкина.
ПЕРЕД НАПИСАНИЕМ СОЧИНЕНИЯ ДАВАЙТЕ К НЕМУ ПОДГОТОВИМСЯ.
1.Из каких моментов слагается работа над сочинением?
В сочинении вы утверждаете какую-то мысль и обосновываете ее .Следовательно, пишущий должен знать, что такое доказательство и из каких частей оно состоит. Составные части доказательства – это и есть те элементы, из которых слагается главная часть рассуждения.
Доказательство состоит из трех частей:
тезиса, аргументов, формы доказательства.
Тезис – это такое суждение, истинность которого надо доказывать.
Аргументы (или основания) – это такие истинные суждения, с помощью которых обосновывается, доказывается тезис.
Форма (или способ) доказательства – это система, цепь умозаключений, из которых слагается ход доказательства.
2. Что значит обдумать тему?
Первый этап в процессе обдумывания темы представляет собой процесс собирания материала, углубление знаний о предмете сочинения.
Второй этап – определение содержания темы:
а) выяснить вопрос (проблему), заключенный в теме;
б) дать точный, правильный ответ, сформулировать тезис (идею рассуждения);
в) определить в основном тезисе то слово или словосочетание, в котором заключена мысль, требующая доказательства;
г) опираясь на материал, подобранный для раскрытия темы, найти аргументы для обоснования главной мысли (тезиса рассуждения).
Например, дана тема «Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина».
Объект темы: стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «В Сибирь», «Арион», «Анчар».
Содержание, или основной вопрос темы: «Как характеризуют Пушкина его вольнолюбивые стихи? (или: «Каким представляется мне Пушкин как автор вольнолюбивых стихотворений?», «К чему призывает Пушкин в своих вольнолюбивых стихотворениях?»).
Ответ на вопрос темы: вольнолюбивые стихотворения характеризуют Пушкина как борца за свободу народа.
Основной тезис рассуждения: Пушкин как автор вольнолюбивых стихотворений – борец за свободу народа.
Главное словосочетание: «борец за свободу народа».
Аргументы:
1) Пушкин разоблачал самодержавие и крепостное право:
2) призывал своих современников к борьбе за свободу народа;
3) воспевал борцов за свободу народа.
Если будем обосновывать другой тезис, например «Высокое мастерство Пушкина как автора вольнолюбивых стихотворений», то главным словосочетанием в основном тезисе будет высокое мастерство. Следовательно, и аргументы подберем другие:
1) высокий гражданский пафос вольнолюбивой лирики Пушкина;
2) простота, краткость, выразительность языка;
3) необыкновенная логическая прозрачность синтаксических конструкций.
• ПРИ НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ :
I)Особенности раскрытия темы:
1. Отправной точкой должно быть представление о мировоззрении автора, эволюции его творчества, понимание своеобразия его стиля.
2.Необходимо иметь представление о литературном процессе в целом.
3.Основной тезис во вступлении должен быть сформулирован емко и точно.
4.Отбор материала, в том числе цитируемого, следует проводить особенно тщательно, опираясь на логику сопоставления, заданную темой и основным тезисом.
5.Вывод должен отличаться конкретностью, определенностью.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: написать сочинение.