15.12.2020г. Литература (1 урок). 8 “Б”, “В”, “Д”, “Е”. Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Особенности композиции поэмы «Мцыри». Смысл эпиграфа к поэме.

КАВКАЗ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА. ОСОБЕННОСТИ
КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ «МЦЫРИ». СМЫСЛ ЭПИГРАФА К ПОЭМЕ.
Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем уроке мы вспомним сведения о М.Ю. Лермонтове, выявим особенности композиции поэмы «Мцыри.


I. Вспомните!
• Назовите произведения М.Ю. Лермонтова, изученные в 5—7 классах и прочитанные вами самостоятельно.
• Определите название произведения М.Ю. Лермонтова по формулировке его художественной идеи.
Человек не в состоянии преодолеть противоречия бытия, постоянно стремится достичь недостижимое, предпочитая бунт, мятеж спокойному существованию, отвергая достигнутое как несовершенное. Этому стремлению нет предела. Постоянный поиск истины — непременное условие обретения гармонии Чувство патриотизма неотрывно от представлений о своём народе и его благоденствии («Парус», «Родина»).
II. Работа по теме.
1. Посмотрите видеоматериалы по теме «Лермонтов и Кавказ».

https://youtu.be/D6BNOOCzs6U

2. Послушайте аудиозапись стихотворения «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..».
3. Прочитайте статью учебника «От натуры к образцу» на с. 297.
4. Изучите материалы учебника о военной службе Лермонтова
5. Прочитайте статью «Творческая история поэмы «Мцыри» на с. 268.
III. Выявление особенностей композиции поэмы.
Исповедь Мцыри (главы 3—8) определяет композицию поэмы, занимая всё её пространство, кроме двух первых глав.
Основную часть поэмы (главы 9—24) составляет рассказ о жизни вне монастыря и лирическое окончание монолога (главы 24—26) с предсмертной просьбой Мцыри.
Встречи Мцыри с грузинкой и бой с барсом — кульминации исповеди.
Развязка поэмы только подразумевается. Мцыри просит перед смертью перенести его в сад. Там, среди природы, в виду Кавказа, он будет ждать «привета прощального» с родины, которой так и не достиг.
• Каков смысл эпиграфа к поэме «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю»?
«Я мало жил, ещё меньше вкусил жизненных благ и уже должен умереть — в этом ли высшая справедливость?» «Почему так скоротечна и бедна человеческая жизнь перед лицом неистощимо богатой и вечной природы?» «Я мало жил, но приобщился к главному в жизни — к свободе».
Эпиграф представляет собой видоизменённую цитату из Библии. Смысловое богатство поэмы умножается при обращении к библейскому контексту эпиграфа, по которому юноша Ионафан (слова которого вынесены в эпиграф поэмы), помогший народу отстоять свою свободу, был осуждён на смерть за нарушение царского «безрассудного» запрета.
«И сказал Саул: пусть то и то сделает мне Бог, и ещё больше сделает; ты,
Ионафан, должен сегодня умереть! Но народ сказал Саулу: Ионафану ли
умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет
этого! Жив Господь, и волос не упадёт с головы его на землю, ибо с Богом
он действовал ныне. И освободил народ Ионафана, и не умер он».
«Земной мёд» обретает значение не просто земных благ, но и их «заклятой» запретности, становится символом ограничений, устанавливаемых человеку официозной моралью, деспотической властью.
Судьба Ионафана, сына библейского царя Саула, соотнесена с участью безымянного горца, выбравшего гибель и верность родным обычаям, а не спасение души в христианском монастыре. Смысл сравнения состоит в попытке приравнять по силе духовных устремлений подвиг героя библейской истории и протест горца против приобщения его к освящённой правде. Благодаря эпиграфу рождается особый, на фоне истории, смысл бегства главного героя.
IV. Подведём итоги урока.
• О каких временах идёт речь в эпиграфе к поэме?
• Что является предметом изображения в 1 главе поэмы?
(Предметом изображения в 1 главе является судьба государства и народа. Речь идёт о присоединении Грузии к России, истории древнего монастыря).
В период завоевания Кавказа захват русскими в плен горцев-детей был типичным явлением. Известно, что художник П.З. Захаров (из чеченцев) ребёнком был взят в плен русскими. Генерал А.П. Ермолов отвёз его в Тифлис. Лермонтов мог знать полную драматизма историю Захарова.
• Обратитесь к иллюстрации в учебнике. А.П. Ермолов. Литография. Середина XIX века (с.269).
Монастырь, развалины которого описаны во вступлении к поэме, — часть большого архитектурного ансамбля древней столицы Грузинского царства — Мцхеты. Этот город на слиянии двух рек, Арагвы и Куры, особенно знаменит был своим собором Светицховели — первым христианским храмом на территории Грузии.
• Что является предметом изображения во 2—26 главах поэмы?
Со 2 главы пролога на первый план выходит повествование о судьбе конкретного человека — Мцыри.
Если эпиграф напоминал о библейских временах, то в первой строфе пролога говорится уже о реальной старине — об истории древнего монастыря, грузинского народа, вошедшего в состав России и тем самым упрочившего свою безопасность. Вторая же глава пролога переводит повествование из общеисторического плана, предмет которого — судьба государства и народа, в план индивидуально-личностный. Здесь излагается «история» судьбы конкретного человека — Мцыри. Поэт движется
последовательно от большой к малой истории, а от неё — к отдельному человеку, песчинке истории. В исповеди «история души» героя раскрывается как особая «малая вселенная» личности, в её автономности
и вместе с тем зависимости от «большой вселенной». Сочетание в авторской точке зрения «телескопического» и «микроскопического» рассмотрения героя придаёт его изображению смысловую масштабность и глубину.
V. Домашнее задание.
Подготовьте выразительное чтение наизусть глав поэмы (по вариантам):
1 в. – 6, 7;
2 в. – 8, 9;
3 в. – 11,13;
4 в. – 18, 19, 21;
5 в. – 23;
6 в. – 26.