15.12.20. Литература. 7 «Г» (1 урок) Н. В. Гоголь. «Петербургские повести».

Здравствуйте, ребята! Мы уже начали изучать творчество Гоголя. Сегодня мы должны рассмотреть «Петербургские повести». Но прежде давайте ответим на вопросы, которые помогут нам в изучении новой темы.
• Когда был создан и опубликован цикл «Арабески»?
• Какие повести вошли в этот цикл?
• Что означает название цикла? (Арабески – это узоры, в которых нет единства).
В чем разница между «Арабесками» и «Петербургскими повестями»? (цикл «Петербургские повести» включает в себя семь произведений, в том числе три из сборника «Арабески»).
Мы выяснили, что «Петербургские повести» и «Арабески» — это не один и тот же сборник. Сегодня мы с вами изучаем цикл «Петербургские повести». Какие повести входят в него?
«Петербургские повести» — это общее наименование пяти повестей Н.В. Гоголя, появившихся в разное время. Это повести «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего».
Да, это так. Но сам Гоголь никогда не объединял эти повести в цикл. В собрании сочинений 1842 года они находятся рядом с повестями «Коляска» и «Рим» без каких-либо разграничений. Первые редакции «Портрета», «Невского проспекта» и «Записки сумасшедшего» появились в 1835 году в гоголевском сборнике «Арабески». «Нос» был опубликован годом позже в третьем номере журнала «Современник», а повесть «Шинель» вышла в свет пять лет спустя в первом собрании сочинений Гоголя. Так почему же ученые-литературоведы объединяют эти повести в цикл?
Чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, давайте вспомним, что такое цикл. Мы изучали это понятие в связи с циклом «Маленьких трагедий» Пушкина.
Цикл – это объединение произведений одного писателя, в котором присутствуют общие темы, сквозные мотивы
• Что же объединяет «Петербургские повести»?
Место развития всех событий – Петербург.
Но Петербург не только место развития событий, это и действующее лицо во всех произведениях. Город влияет на судьбы героев произведений, ставит их перед ситуацией выбора. Чтобы доказать этот тезис, обратимся к анализу произведений.
Проанализировав эти повести, мы можем ответить на вопрос, почему же их литературоведы объединяют в цикл?

Во всех повестях есть сквозные темы и мотивы:
1. Тема Петербурга.
2. Тема «маленького человека».
3. Тема искусства.
4. Тема соотношения идеала и действительности и разлада между ними.
Ребята, сегодня мы с вами рассмотрели цикл «Петербургских повестей» Гоголя. Выделили основные его темы и проблемы. Одной из таких, пронизывающих весь цикл, является тема «маленького человека».
«Маленький» человек Гоголя – это герой трагической судьбы. Он не способен противостоять петербургскому миру, миру двойственному, катастрофическому, за внешним блеском которого скрывается внутренняя косность, черствость, жестокость. «Маленький» человек протестует против несправедливости современного мира, совершая самоубийство (Пискарев из «Невского проспекта»), отказываясь адекватно воспринимать реальность (Поприщин из «Записок сумасшедшего»), расправляясь с обидчиками после смерти (Акакий Акакиевич из повести «Шинель»). Гоголь сочувствует своим героям. Писатель обращает внимание современников на то, что любой человек заслуживает участия, внимания и уважения.
Домашнее задание:
прочитать и пересказ повести
I вариант — «Невский проспект»  https://ilibrary.ru/text/1332/p.1/index.html
II вариант — «Нос»  https://ilibrary.ru/text/76/p.1/index.html
III вариант — «Портрет»  https://ilibrary.ru/text/77/p.1/index.html
IV вариант — «Записки сумасшедшего»  https://www.ilibrary.ru/text/14/p.1/index.html