14.12.20. Литература. 8 «Г» класс. (1 урок) Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Особенности композиции поэмы «Мцыри». Смысл эпиграфа к поэме

— Вспомните, что вам известно о детских годах Михаила Юрьевича Лермонтова.
Родился в Москве, но детство прошло в пензенской губернии в родовом имении Тарханы. Бабушка Елизавета Алексеевна целиком взяла внука на воспитание после смерти любимой дочери. Деньги бабушки дали возможность Мишелю ни в чем не нуждаться. Любое желание мальчика исполнялось, ему было позволено все. Заболеет внук — все девушки в Тарханах освобождались от работ, шли молиться за здоровье юного барина. Зимой мужики строили ледяные горки и катали малыша на санях…Он мог беспрекословно играть с крестьянскими ребятишками, коль эти забавы ему в радость. Однако счастливым себя не чувствовал.
— Почему? Сложные взаимоотношения бабушки с отцом будущего поэта. Отец Лермонтова, Юрий Петрович, хоть и был дворянином, но не принадлежал к знатному роду, не имел особых достижений на службе. Капитан в отставке с тремя незамужними сестрами и заложенным имением не мог стать выгодной партией для Марии Михайловны Арсеньевой, род которой был связан с родом Столыпиных. Единственное, чем мог гордиться избранник, — своим предком. Георг Андреев Лермонт был выходцем из Шотландии. Не случайно Елизавета Алексеевна Арсеньева считала, что такой жених может только за барышнями и барышами гоняться. Как оказалось, материнское сердце не ошиблось. После смерти единственной дочери бабушка будущего поэта таким образом составила завещание, что внук станет ее единственным наследником только в том случае, если его отец не будет принимать участие в воспитании. С таким тяжелым условием Юрий Петрович вынужден был согласиться, но отношения отца хотя и сына с этих пор были ограничены редкими встречами, все же отличались взаимной привязанностью, отец всегда следил за успехами своего сына, гордился тем, что он делает, верил в то, что у Миши блестящее будущее. И не ошибся. Юрий Петрович Лермонтов умер 1 октября 1831 года, его похоронили в селе Шипово Тульской губернии. Позже, в 1974 году, прах отца великого поэта был перевезен в Тарханы.
В жизни и творчестве Лермонтова Кавказ сыграл не просто значительную роль, а стал основополагающей темой, проходящей видимо или невидимо через всю судьбу поэта.
15 июля 1841 года стало черным днем для ценителей литературы, ведь не стало еще одного замечательного поэта, но остались его прекрасные творения. Многие из них – гимн любви к Кавказу, его горам и ущельям, шумным речным потокам, воинскому братству.

Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег-
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих как алмаз,
Седой, незыблемый Кавказ…
Изучение новой темы (поэма «Мцыри», введение).
Вот мы и подошли к еще одному «кавказскому» произведению – поэме «Мцыри».
Кавказская поездка Лермонтова в 1837 году, несомненно, многое предопределила в истории создания «Мцыри». В тексте поэмы есть следы знакомства Лермонтова с кавказскими легендами, с народной песней о тигре и юноше, с поэмой Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
– Отметим в тетрадях, что поэма создавалась в 1838–1839 гг., за два года до гибели Лермонтова на дуэли у подножия горы Машук.
– Каким вы назовете главное настроение поэмы?
– Какие сцены в поэме наиболее запомнились?
– Каким вы представляете себе главного героя?
В поэме 26 маленьких глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах? (Раскрыть сложные переживания героя, когда он был на свободе.)
– Что видел Мцыри на свободе? (6-я глава.)
– Что делал он, вырвавшись из монастыря? (8-я глава.)
– Что узнал о себе герой за три блаженных дня? Что он человек, для чего создан, зачем живет.
– Каков сюжет поэмы?
– В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана. Давайте определим, как построена поэма.
(Композиция очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой 2 главе рассказана жизнь героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получал за многие годы монастырской жизни.)
Вывод: таким образом композиция рамочная
– Как вы думаете, почему повествование передано герою?
(В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Его монолог позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил (“душу можно ль рассказать? – обращается он к монаху).
Домашнее задание:
Подготовить чтение наизусть глав поэмы (по вариантам):  Выучить наизусть