14.11.2022г. — 18.11.2022г. Музыка для 5 «А, Б, В, Г, Д, Е, Ж» классов. Тема урока:»Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества. Обработка. Трактовка»

 Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы узнаем, что такое музыкальная обработка и трактовка.

Существуют песни, которые прожили долгую жизнь, это народные песни. Что же этому способствовало? В какой форме они дошли до нас? Слышим ли мы народные песни только в форме вокальной музыки? — А как вы понимаете смысл выражения «Живительный родник творчества»? Могут ли композиторы использовать народную музыку в своём творчестве? — «Родник» — это и есть народные песни. В нашей жизни народные песни живут и как вокальная, и как инструментальная музыка. — Да, композиторы с вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями, подсказывает темы и сюжеты. Но помимо простых обработок, когда песня остаётся песней, независимо от того, сохранена она как вокальное сочинение или изложена для какого–либо инструмента или оркестра, существуют более сложные виды обработки. А как называется музыкальная форма, когда звучит музыкальная тема с изменениями? — Музыкальная форма, в которой звучит тема с изменениями, называется вариациями. — Итак, тема нашего урока – «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества». — Вторая жизнь песни – это своеобразная интерпретация, заключающаяся в трактовке классического сочинения или в обработке какой-либо мелодии народной песни. К песне, как к живительному роднику творчества, новых идей и вдохновений обращались композиторы разных поколений. Включая любимые народом напевы в свои крупные инструментальные сочинения, композиторы давали им вторую жизнь. Только в XVIII в. впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Крупнейшие поэты и писатели обращались к народной песне как источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: опере, симфонии, концерте. Вот что говорил о значении народного творчества С.В. Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни… У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка». Действительно, связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт и борьбу русского народа, его думы и чаяния, глубоки и многосторонни. Проявляются эти связи различным образом: в цитировании композиторами отдельных народных мелодий; в создании своих собственных мелодий, по музыкальным образам и по интонационно-мелодическому складу близких к подлинно народным; в воспроизведении в оперной и программной симфонической музыке различных жанров народной песни в их неразрывной связи с картинами народного быта, народных обрядовых действ, праздников, игрищ или же с определённой исторической обстановкой; в использовании композиторами выразительных средств народной песенной речи: её интонаций, ритмического склада, особенностей мелодического развёртывания, приёмов народного подголосочного многоголосия в произведениях непесенного склада (в оперных сценах, ариях, симфониях); в претворении народно-поэтических сюжетов и образов, использовании характерных приёмов развития музыкального содержания в симфонической и оперной музыке. Сейчас предлагаю послушать, на примере «Песни Сольвейг» композитора Э. Грига, как различные варианты исполнения одного произведения могут его изменить. 

Прослушайте оригинальное исполнение .

 

А вот как может звучать «Песня Сольвейг» в разных вариациях.

 

Вот так чарующе звучит эта мелодия в исполнении Ольги Козорез на скрипке

А это ксилофон — музыкальный инструмент, который делает звучание уже знакомой нам мелодии волшебной, сказочной …

А это рок!… и вновь преображение и новое звучание…

Таким образом, прослушав различные варианты звучания одной мелодии можно понять как изменяют эту мелодию обработка и трактовка того или иного исполнителя.

Домашнее задание:

Необходимо найти свой вариант песни, когда в результате ее обработки или другой интерпретации она стала звучать по-другому. Расскажите о ней в своих рабочих тетрадях.
Тетради можно забрать в кабинете №214, всем хорошего дня!