14.05.2020. Литература, 11 «А», «Б» классы. А.И. Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы

Здравствуйте, ребята!

Наша программа очень стремительна. Не успели проникнуться слогом Бориса Леонидовича Пастернака, освоить «Доктора Живаго», как уже должны погрузиться в мир другого автора — Александра Исаевича Солженицына.

Конечно, Пастернака и Солженицына многое объединяет: оба они наследники русской классической литературы, их творчество невозможно представить вне школы писательского мастерства Льва Николаевича Толстого и Фёдора Михайловича Достоевского, оба они несгибаемые, бескомпромиссные художники, творившие не ради славы или наград, а вопреки гонениям и преследованиям «массолитовской» посредственности, вопреки режиму. И герои их произведений — интеллигенты вопреки. Поэтому переход от одного автора к другому не должен быть для нас столь болезненным, напротив, пусть он обогащает наше читательское восприятие, помогает нам достраивать картину мира.

Александр Исаевич Солженицын — один из тех, кого называют «совесть русской нации». Предлагаю вам посмотреть фильм известного режиссёра Станислава Говорухина об Александре Исаевиче, снятый в 90-е годы, а также послушать произведение «Один день Ивана Денисовича» в исполнении самого автора.

Александр Исаевич — автор произведений, которые причисляют к так называемой «лагерной прозе». Родоначальником её считается Фёдор Михайлович Достоевский. Поэтому вы также можете поразмышлять над этим вместе с литературоведом Владимиром Александровичем Викторовичем https://magisteria.ru/autor/vladimir_viktorovich, автором книги «Достоевский. Писатель, заглянувший в бездну» и одноимённого курса лекций на уже знакомой вам «Магистерии». Вот лекция Владимира Александровича, посвящённая началам лагерной прозы:

https://magisteria.ru/dostoevsky/the-house-of-the-dead