14.04.21г. Музыка для 5 А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З классов. «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве»

Здравствуйте ребята! Что же такое, колокольный звон?… Когда слышишь его – сразу представляешь купола церквей, стекающихся к молитве прихожан. В памяти всплывают просторы родной земли! Колокольный звон со времени Крещения Руси стал одной из самых ярких и узнаваемых черт русской культуры. Колокол возвещал о начале церковной службы, был провозвестником и печальных событий: пожаров, войн. Многие композиторы обращались в своих произведениях к звучанию колоколов. Вот, что пишет композитор Сергей Васильевич Рахманинов о своих детских впечатлениях от колокольного звона в Новгороде: «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивающимися большими колоколами Софийского собора… Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты, окружённые непрестанно меняющимся аккомпанементом». Позже композитор написал сюиту для двух фортепиано, где в третьей части в его памяти воскресли детские впечатления и снова в душе запел новгородский колокол. В качестве эпиграфа к третьей части сюиты для двух фортепиано Сергей Васильевич Рахманинов использовал стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Слёзы», созвучное лирическому настроению перезвона колоколов Софии Новгородской. Слёзы людские, о слёзы людские, Льётесь вы ранней и поздней порой… Льётесь безвестные, льётесь незримые, Неистощимые, неисчислимые, — Льётесь, как льются струи дождевые В осень глухую, порою ночной. Печальная нисходящая мелодия повторяется вновь и вновь, меняя регистры и обрастая подголосками. И вот настроение меняется – мы слышим приподнятость, ликование, торжественность, которые наполняют праздничные пасхальные звоны! Пасха – Воскресение Христово – самый главный, самый светлый праздник в христианстве; праздник, символизирующий вечную жизнь души. У верующих людей в этот день особенное настроение. Этому празднику посвящено стихотворение Алексея Степановича Хомякова, которое стало эпиграфом к четвёртой части сюиты для двух фортепиано Сергея Рахманинова. Четвёртую часть сюиты композитор назвал «Светлый праздник». И мощный звон промчался над землёю, И воздух весь, гудя, затрепетал. Певучие, серебряные громы Сказали весть святого торжества… Играя красками регистров и тембров, варьируя интонации, композитор сумел выразить звучание колоколов фортепианной фактурой. Для придания звучанию большей мощи композитор использовал два фортепиано. В каждом храме на торжественном богослужении звучат пасхальные песнопения, возвещающие Воскресение Христа. В сюите для двух фортепиано Сергея Рахманинова мелодия этого песнопения звучит в обрамлении переливчатых колокольных перезвонов. Колокольность, как выражение национального духа, соборности, мы слышим в произведениях Михаила Ивановича Глинки, Модеста Петровича Мусоргского, Сергея Васильевича Рахманинова, Сергея Сергеевича Прокофьева, Георгия Васильевича Свиридова, Валерия Александровича Гаврилина. Древние православные храмы, старинные иконы, фрески, сохранившиеся до настоящего времени, вдохновляют и ныне живущих композиторов, наших современников. Давайте посмотрим видеоматериал по теме нашего сегодняшнего урока.

к

Урок окончен. До свидания!