Слово учителя.
— Батюшка! Петр Андреевич! – кричал дядька. – Не покинь меня на старости лет среди этих мошенников.
— А, старый хрыч! – сказал ему Пугачев. – Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок.
— Спасибо, государь, спасибо, отец родной! – говорил Савельич усаживаясь.
Беседа с классом:
— Из какого произведения этот отрывок, кто автор?
— Назовите слова, с которыми герои обращаются друг к другу.
— Как называются эти слова? Как называются слова, с которыми мы обращаемся к кому-нибудь с речью?
— Что такое обращение?
3. Актуализация ранее изученных знаний.
-Что мы с вами уже знаем об обращении?
Структурируйте свои сведения об обращении, полученные ранее, оформив их в виде опорного конспекта.
Дополним наши сведения, прочитав теоретический материал учебника.
Практическая работа по теме урока.
1. Запишите предложения. Определите, чем является слово «красавица» в обоих предложениях.
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной … (А. Пушкин)
Пройдет любовь, настанет скука,
Красавица полюбит вновь. («Кавказский пленник» А.Пушкин)
— В каком предложении слово «красавица» играет синтаксическую роль?
— А в каком слово синтаксически не связано с другими членами предложения?
— Чем еще они отличаются друг от друга? Разной интонацией. В первом предложении — интонация звательная.
Обращение грамматически и интонационно обособлено. Какова основная функция обращения? Называние того, к кому обращаемся с речью.
Расставьте знаки препинания в предложениях, найдите обращения.
1) Барин не прикажешь ли воротиться ?
2) Свет ты мой послушай меня старика.
3) Что это сударь с тобой сделалось ?
4) А ты мой батюшка не печалься.
5) Тесней о милые друзья тесней наш верный круг составим.
6) Звезды вы ясны, как счастье моё !
1) Барин не прикажешь ли воротиться ?
2) Свет ты мой послушай меня старика.
3) Что это сударь с тобой сделалось ?
4) А ты мой батюшка не печалься.
5) Тесней о милые друзья тесней наш верный круг составим.
6) Звезды вы ясны, как счастье моё !
3. Работа с аудиофайлами.
Прослушайте отрывки из художественных произведений в аудиозаписи, назовите автора и произведение. Выпишите обращения.
Чехов «Хамелеон» (Окаянная, ребята). «Толстый и тонкий» (Порфирий, Голубчик мой, Миша, Друг детства).
— Какова роль обращений в тексте Чехова? (отношение друг к другу)
4. Распространите обращения прилагательными (см. Слова для справок) и запишите предложения.
(: ) участники конференции, просим вас пройти регистрацию в кабинете №5.
(: ) друг! Эта книга поведёт тебя в мир удивительных приключений.
(: ) мама, я очень скучаю.
Слова для справок: уважаемый, дорогой, милый.
— Почему к каждому из обращений вы подобрали именно то или иное определение?
упражнение 356 автор Бархударов русский язык 8 класс
5. Работа в парах.
Придумайте и запишите предложения с обращениями, чтобы в качестве обращений выступали:
— имя, отчество
— наименовние по месту жительства;
— родственным или иным отношениям;
— кличка животного
Рефлексия.
— Ребята, оцените свою работу сегодня на уроке. В рабочих листах продолжите одно из предложенных предложений…. Поставьте себе оценку за работу на уроке. И сдайте свои листы.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
Домашнее задание: п.32, написать письмо другу, используя разные обращения. (7-10 предложений)
Спасибо за урок! До свидания, друзья!
Рабочая карта урока русского языка
ФИ __________________________________ класс____
Дата: Десятое марта.
Тема: _______________________________________________________________________
2. Запишите предложения под диктовку. Определите, чем является слово «красавица» в обоих предложениях.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Расставьте знаки препинания в предложениях, найдите обращения.
1) Барин не прикажешь ли воротиться ?
2) Свет ты мой послушай меня старика.
3) Что это сударь с тобой сделалось ?
4) А ты мой батюшка не печалься.
5) Тесней о милые друзья тесней наш верный круг составим.
6) Звезды вы ясны, как счастье моё !
4. Прослушайте в исполнении актёра Дениса Некрасова отрывки с обращениями из рассказов. Выпишите обращения, которые использует Чехов.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Распространите обращения прилагательными (см. слова для справок) и запишите предложения.
(_________________ ) участники конференции, просим вас пройти регистрацию в кабинете №5.
(_______________) друг! Эта книга поведёт тебя в мир удивительных приключений.
(_______________) мама, я очень скучаю.
Слова для справок: уважаемый, дорогой, милый.
6. Работа в парах.
Придумайте и запишите предложения с обращениями, чтобы в качестве обращений выступали:
— имя, отчество
— наименование по месту жительства;
— родственным или иным отношениям;
— кличка животного.
Домашнее задание: опорн.конспект; упр.154 — письм.