11.05.2020. — 16.05.2020. Русский язык. 11 «В»класс. Практикум по русскому языку . 11″В», 11″Б»классы. Пшукова Н.А. Работа с текстом (создание текста). Сочинение — рассуждение в формате ЕГЭ. (Два урока).

Доброе утро, ребята! Продолжаем работу с текстом. Вы знаете, что тексты делятся на три типа: повествование, описание и рассуждение.

Больше всего нас интересует рассуждение, поскольку мы работаем над сочинением — рассуждением.

Позвольте мне напомнить, что основная задача автора, использующего этот тип речи, — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.

Основные вопросы, характерные для данного типа речи:
Почему? В чем причина данного явления? Что из этого следует? Каковы следствия данного явления? Что оно значит?

Рассуждение обычно состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать. В другой части дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и
примеры. Затем делается вывод.

Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:
Тезис — аргументы и примеры -вывод.

Это нужно помнить, когда вы пишете сочинение — рассуждение в формате ЕГЭ.
На всякий случай напоминаю вам план этого сочинения:

1. Вступление. Формулировка проблемы текста.
2. Комментарий к проблеме. (Комментарий включает два примера из текста, отражающие проблему).
3. Позиция автора. (Сформулировать позицию автора и прокомментировать её).
4. Формулировка своей позиции по отношению к проблеме, поднятой автором. (Согласен/не согласен с позицией автора).
Аргументировать собственное мнение примером из художественной литературы или публицистики, а также историческими фактами.
5. Вывод-заключение. (Подвести итог своим рассуждениям и сделать
выводы).

Ребята, это не первое ваше сочинение. Я предоставила вам анализ раннее написанных работ. Учтите, пожалуйста, все замечания. Обратите внимание на самое слабое место в ваших сочинениях — комментарий. Он должен быть подробным и включать два примера из текста. Напоминаю: за него вы можете получить 5 баллов.

А теперь домашнее задание: напишите сочинение — рассуждение по тексту
Ю.В.Бондарева:

(1) Летний среднеазиатский вечер, сухо шелестят велосипедные шины по тропке вдоль арыка, заросшего карагачами, верхушки которых купаются в неправдоподобно покойном после солнечного ада закате. (2)Я сижу на раме, вцепившись в руль, мне позволено хозяйничать сигнальным звоночком с полукруглой никелированной головкой и тугим язычком, отталкивающим палец при нажатии. (З)Велосипед катится, звоночек тренькает, делая меня взрослым, потому что за спиной отец вращает педали, поскрипывает кожаным седлом, а я чувствую движение его коленей — они то и дело задевают мои ноги в сандалиях. (4)И очень чёток в памяти моей ещё один вечер. (5)В маленькой комнате отец сидит спиной к окну, а во дворе сумерки, чуть-чуть колышется тюлевая занавеска. (6)И непривычными кажутся мне защитного цвета тужурка на нём и тёмная полоска пластыря повыше его брови. (7)Я не могу вспомнить, почему отец сидит у окна, но мне представляется, что он вернулся с войны, ранен, разговаривает о чём-то с матерью — и ощущение разлуки, сладкой опасности неизмеримого пространства, лежащего за нашим двором, отцовского мужества, которое было проявлено где-то, заставляет меня испытывать особую близость к нему, похожую на восторг при мысли о домашнем уюте собранной нашей семьи в этой маленькой комнате. (8)О чём говорил он с матерью — не знаю. (9)3наю, что тогда и в помине не было войны, однако сумерки во дворе, пластырь на виске отца, его военного покроя тужурка, задумчивое лицо матери — всё так подействовало на моё воображение, что и сейчас я готов поверить: да, в тот вечер отец вернулся раненый с фронта. (Ю)Впрочем, более всего поражает другое! (11)В час победного возвращения (в сорок пятом году) я, подобно отцу, сидел у окна в той же родительской спальне и, как в детстве, снова пережил всю невероятность встречи, как если бы прошлое повторилось. (12)Может быть, то было предвестьем моей солдатской судьбы и я прошёл по пути, предназначенному отцу, исполнил недоделанное, недоисполненное им? (13)В раннюю пору жизни мы тщеславно преувеличиваем возможности собственных отцов, воображая их всесильными рыцарями, в то время как они обыкновенные смертные с заурядными заботами. (14) До сих пор помню день, когда я увидел отца так, как никогда раньше не видел (мне было лет двенадцать), — и это ощущение живёт во мне виной. (15) Была весна, я толкался со школьными друзьями около ворот (играли во что-то на тротуаре) и неожиданно заметил знакомую фигуру неподалёку от дома. (16)Мне бросилось в глаза: он оказался невысокого роста, короткий пиджак некрасив, брюки, нелепо поднятые над щиколотками, подчёркивали величину довольно стоптанных старомодных ботинок. (17)А новый галстук, с булавкой, выглядел словно бы ненужным украшением бедняка. (18)Неужели это мой отец? (19)Лицо его всегда выражало доброту, уверенную мужественность, а не усталое равнодушие, оно раньше никогда не было таким немолодым, таким негероически безрадостным. (20)И это обнажённо обозначалось — и всё вдруг представилось в отце обыденным, унижающим и его, и меня перед школьными моими приятелями, которые молча, нагловато, сдерживая смех, смотрели на эти по-клоунски большие поношенные башмаки, выделенные дудочкообразными брюками. (21)Они, мои школьные друзья, готовы были смеяться над ним, над его нелепой походкой. (22)А я, покраснев от стыда и обиды, готов был с защитным криком, оправдывающим отца, броситься в жестокую драку, восстановить святое уважение кулаками. (23)Но что же произошло со мной? (24)Почему я не бросился в драку с приятелями? (25)Боялся потерять их дружбу? (26)Или не рискнул сам показаться смешным? (27)Тогда я не думал, что настанет срок, когда в некий день я тоже окажусь чьим-то смешным, нелепым отцом и меня тоже постесняются защитить… (По Ю. В. Бондареву*).

Работы присылайте мне на почту не позднее 13 мая. Удачи!

РАБОЧИЙ ЛИСТ УРОКА

Класс 11 «В», 11 «Б» Дата 11.05.2020. – 16.05. 2020.
Предмет Русский язык. 11 «В». Практикум. 11 «Б», 11 «В». Учитель Пшукова Н.А.

Тема: Работа с текстом (создание текста). Сочинение — рассуждение в формате ЕГЭ. (Тема рассчитана на два урока).

Дорогие ученики! Ознакомьтесь, пожалуйста, с предложенными материалами и заданиями, выполните их. Желаю вам успешного освоения материала!

Ход урока
1. Слово учителя.
2. Типы речи. Рассуждение. Характерные особенности данного типа речи. (Теоретический материал).
3. План сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ.
4. Домашнее задание: написать сочинение — рассуждение по тексту Ю.В. Бондарева.
(Текст прилагается).

Обратная связь
1. Сканируйте или сфотографируйте свою письменную работу.
2. Сканированные (сфотографированные) работы пришлите мне на электронную почту (тема письма: класс-предмет-Фамилия ученика).
3. Чтобы получить дополнительную консультацию, обратитесь с вопросами в общую группу.
4. Срок сдачи письменных работ – 13.05.2020.