11.05.2020. – 16.05.2020. Русский язык. 10 “А”, 10″Б”классы. Повторение изученного. Текст. Типы речи. Описание. (Тема рассчитана на два урока).

Доброе утро, ребята! Мы начинаем повторение изученного по курсу русского языка. Я предлагаю вам вспомнить типы речи. Их три:
1. Описание.
2. Повествование.
3. Рассуждение.
Сегодня мы поговорим о первом типе речи.
– Как же отличить описание от других типов речи?
Вот по этим признакам:
текст-описание позволяет составить представление о каком-либо предмете или явлении: в нём указываются те признаки одного или нескольких предметов (явлений), которые автор считает нужным отметить в соответствии со своим замыслом (описать внешние признаки предмета, его назначение и т. п.). Обычно в таком тексте сначала передаётся общее впечатление о предмете (явлении), а затем раскрываются его признаки, даётся его детальное описание.
В описании чаще всего используются слова со значением признака (прилагательные, наречия), яркая глагольная лексика.
Сегодня мы поупражняемся в описании природы (пейзажа). Элементы
пейзажа:
погода
настроение
краски природы
впечатления.
При описании любого предмета, явления природы или пейзажа мы используем средства выразительности языка. Чаще всего это эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры. Вспомните их определения. (воспользуйтесь для этого папкой ” ЕГЭ. Рус. яз. для учащихся”. Раздел :”Средства выразительности языка”).

– Давайте поработаем с маленьким текстом.
В … лучах …солнца загораются капли росы. Можно рассказать, как в … листиках травы накапливается роса и покоится в них … каплями, так что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус … свежести. Можно написать, как… след остается, если пройти по …лугу, и как красив… в лучах солнца хвощ, и многое, многое другое.
– Можно этот текст назвать описанием? Конечно, нет! Чтобы получилось описание, нужно ввести в текст прилагательные, что мы сейчас и сделаем:
В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы (…) Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку, слегка мохнатых, шершавых листиках травы накапливается роса и покоится в них светлыми и холодными, огромными, округлыми, упругими каплями, так что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус земной живительной свежести. Можно написать, как яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу, и как красив осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое.
Вот теперь получился текст – описание.
Данный тип речи очень часто используют в сочинениях.
И домашнее задание у вас будет такое: пользуясь небольшим теоретическим материалом, который я вам предоставила, напишите сочинение-описание “Весна на моей улице”. Не забывайте, что, работая над сочинением, вы создаете текст. А он состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения. Помните также об абзацном членении текста.
Работу присылайте не позднее 13 мая. Удачи!

РАБОЧИЙ ЛИСТ УРОКА

Класс 10 «А», 10 «Б» Дата 11.05.2020 – 16.05.2020.
Предмет Русский язык. Учитель Пшукова Н. А.
Тема: Повторение изученного. Текст. Типы речи. Описание.

Дорогие ученики! Ознакомьтесь, пожалуйста, с предложенными материалами и заданиями, выполните их. Желаю вам успешного освоения материала!

Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
2. Повторение теоретического материала.
3. Работа с текстом.
4. Домашнее задание.

Обратная связь
1. Сканируйте или сфотографируйте свою письменную работу.
2. Сканированные (сфотографированные) работы пришлите мне на электронную почту (тема письма: класс-предмет-Фамилия ученика).
3. Чтобы получить дополнительную консультацию, свяжитесь со мной в общей группе.
4. Срок сдачи письменных работ – 13.05.2020.