10.12.2020г. Литература (2 урока). 8 “Б”, “В”, “Д”, “Е”. Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе “Капитанская дочка”.

УРОКИ 1, 2. ТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА И ИСТОРИИ, НАРОДА И ВЛАСТИ, ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДЫ В РОМАНЕ
(Анализ 6—14 глав)
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы постараемся определить художественную идею романа «Капитанская дочка».
I. УРОК 1. РАБОТА НАД ТЕМОЙ.
Послушайте аудиозапись №1. (Все аудиозаписи будут доступны в приложении WhatsApp)

• Названия глав произведения очень точно отражают их содержание. Какой основной смысл и какие оттенки заключены в названии главы 6 — «Пугачёвщина»? Каково лексическое значение суффикса -щин-?
Этот суффикс со значением отрицательной оценки активно используется в наименованиях общественно-политических течений, явлений социального или морально-этического плана.
«Пугачёвщина» — это не только беззакония, творимые Пугачёвым и его помощниками, это жестокость и насилие, порождённые восстанием.
Послушайте аудиозапись № 2.
• Проследите, как ведут себя капитан Миронов, Василиса Егоровна, Маша, отец Герасим, Иван Игнатьич, Савельич, молодой казак, «народ», Швабрин в момент штурма крепости?
Послушайте аудиозапись № 3.
• В течение всего повествования образ Пугачёва связан с символикой снега. Как вы понимаете выражение «свалиться как снег на голову»?
(Свалиться как снег на голову — значит появиться неожиданно. Пугачёв свалился как снег на голову России).
• Страшный буран, из которого появляется Пугачёв, происходит в самом начале сентября, что не вполне правдоподобно. Почему Пугачёв появляется впервые из снежного бурана?
(Буран символизирует разгул страстей в душе человека. Пугачёв рождается из стихии, ведёт её за собою и в то же время подчиняется её безличной власти. В Белогорской крепости, взятой Пугачёвым, снежный буран заметает все пути, а в Оренбурге, находящемся в 40 км от него, ещё угасает осень; генерал, которому поручено защищать город от восставших, подвязывает яблони соломой).
• Какое символическое значение имеет эта деталь? Какие пословицы, связанные со словом солома, вы знаете?
(«Кабы знать, где упадёшь, то соломки подстелил бы».
Пугачёв связан с символикой зимы, а дворянский мир — с символикой увядания, осени, на смену которой неизбежно придёт холодная зима. Дворянство хочет «подстелить соломку», закрыться от снежного бурана, который несёт за собой Пугачёв).
Слово учителя. Аудиозапись 4.
• Каким предстаёт перед читателем Пугачёв во взятой им Белогорской крепости? Почему всё происходящее Гринёв называет комедией?
• Выразительное прочитайте фрагмент от слов «Пугачёв сидел на креслах комендантского дома…» до «…на продолжение ужасной комедии».
Самозванец, восседающий в креслах, одетый в красный казацкий кафтан, обшитый галунами; затем на белом коне, окружённый «енералами», предстаёт перед читателями как персонаж исторического маскарада. Подражая великодушию царей, он милует боярского дитятю. Он не раз будет повторять фразу, подчёркивающую, по его представлениям, царское могущество: казню так казню, милую так милую.
• В каких эпизодах Пугачёв раскрывается до конца, сбрасывает маскарадный костюм?
• Прочитайте фрагмент главы «Незваный гость» от слов «Необыкновенная картина мне представилась» до конца главы.
• Каким предстаёт Пугачёв в данном эпизоде?
(Мы видим, что в эпизоде открывается ещё одна сторона характера Пугачёва. Черты его лица скорее приятны и совсем не свирепы. Любимая песня («Не шуми, мати зелёная дубровушка») рассказывает о судьбе самого крестьянского вождя. Из разговора с Гринёвым становится ясно: «великий государь» понимает, какую опасную игру затеял, но надеется: «А разве нет удачи удалому?»).
• Охарактеризуйте эпизод «Прощение Савельича» (9 глава). Какие чувства вызвал у вас этот поступок?
• Из каких побуждений Пугачёв принимает реестр Савельича и даже жалует тулуп и полтину?
(Пугачёв «одаривает» Гринёва, по-человечески платя добром за добро).
• Какие стороны характера Пугачёва открываются в данных эпизодах?
(При встрече Пугачёва с Гринёвым в буран показана «авантюрная» сторона его личности, при взятии Белогорской крепости Пугачёв выступает как самозванец, а в сцене разговора с Гринёвым Пугачёв показан как обычный человек).
• Перечитайте диалог Пугачёва и Гринёва, состоявшийся по дороге в Белогорскую крепость. Какие детали наиболее важны для понимания характера и поступков Пугачёва?
• Прочитайте фрагмент от слов «Вдруг Пугачёв прервал мои размышления…» до конца главы.
(В данном эпизоде Пугачёв вновь раздваивается: это одновременно и авантюрист (сказка об орле и вороне) и самозванец (притворная важность, хвастливый вопрос, какой задаст он Гринёву по пути в Белогорскую, — мог бы с ним потягаться король прусский «Фёдор Фёдорыч»).
• Как характеризует Пугачёва его отношение к известию о поступке Швабрина?
• Охарактеризуйте состояние и поведение Пугачёва в начале главы 12.
• Какие качества личности Пугачёва проявляются в его решениях по отношению к Маше Мироновой, Швабрину и Гринёву?
(Выражая готовность поучаствовать в вызволении гринёвской невесты из лап дворянина-пугачёвца Швабрина; предлагая стать посажёным отцом на их свадьбе, Пугачёв проявляет свои лучшие человеческие качества).
II. УРОК 2. РАБОТА ПО ТЕМЕ.
• Всегда ли Пугачёв волен поступать так, как он этого хочет?
(Несмотря на то что Пугачёв — вождь, он не всегда волен поступать по своему усмотрению).
Послушайте аудиозапись № 5.
• Как вы оцениваете решение Гринёва ехать в крепость ради спасения любимой девушки (глава 11)?
(Речи и действия генерала справедливы и обоснованны с уставной точки зрения. Дав Гринёву войска, он нарушил бы правила военной теории; не дав их, он нарушает лишь требования человечности. Канцеляризм оборотов речи генерала подчёркивает новую сторону идеи законности: она оборачивается к герою своей формальной, бесчеловечной стороной. Генерал как человек сочувствует Гринёву, но действует как чиновник. Гринёв предпринимает совершенно неожиданный для русского дворянина и офицера XVIII века шаг: пренебрегая дворянскими законами, он обращается за помощью к мужицкому царю. Однако в стане восставших действуют свои законы и идеи, которые столь же равнодушны к человеческой трагедии Гринёва. Как дворянин, Гринёв враждебен народу, и законы восстания, политические интересы крестьян требуют не оказывать ему помощь, а уничтожить его. Желая остаться дворянином и получить помощь от Пугачёва, Гринёв явно непоследователен. На это тотчас же указывает сподвижник Пугачёва Белобородов).
• Вспомните, в начале главы Гринёв полон презрения к трусу и негодяю Швабрину.
• С каким чувством думает Гринёв о Пугачёве после поражения бунтовщика?
• Прочитайте фрагмент от слов «Но между тем странное чувство отравляло мою радость…» до слов «…об избавлении моей невесты из рук гнусного Швабрина».
Мысль о Пугачёве Гринёв называет «странной». С одной стороны, Гринёв жалеет самозванца, с другой — желает ему смерти, поскольку она была бы для Пугачёва более лёгкой участью, чем страшная казнь.
• Закономерен ли арест Гринёва? Вы ожидали такое развитие сюжета?
Арест — расплата за связь с Пугачёвым, которая неизбежно ожидает героя. Это новое испытание чести для дворянина. Гринёв «решился перед судом объявить сущую правду, полагая сей способ оправдания самым простым, а вместе и самым надёжным». 
Гринёв подчиняет своё поведение высшей закономерности — закономерности свободного выбора личности в обстоятельствах, предложенных ей историей. Обстоятельства могут складываться так или иначе, благополучно или неудачно; главное не в этом, а в том, насколько свободен человек от их власти. Гринёв свободен до конца и во всём. Ибо действует он по велению сердца, а сердце его подчинено законам дворянской чести, кодексу русского рыцарства, чувству долга.
Найдите и перечитайте сцену суда.
Швабрин выдвигает ложные обвинения в адрес Гринёва. Он находится в плену своего собственного страха и своей душевной подлости.
• Решение Маши Мироновой ехать в Петербург для спасения любимого — это жест отчаяния, последняя надежда или что-то ещё?
(Наступает поворотный момент в судьбе Маши: ведь только от неё зависят теперь и будущее возлюбленного, и её собственное семейное счастье. Она в первый раз принимает на себя такую ответственность, это уже ответственность не только за себя, но и за будущее, за честь Петра Гринёва и его семьи).
• Во время встречи с «дамой» Маша Миронова, рассказывая свою историю, отвечает на вопрос о цели своего предприятия: «Я приехала просить милости, а не правосудия». Значит ли это, что девушка считает решение суда справедливым? Если нет, то почему она так формулирует свою цель?
Найдите в толковом словаре значение слова милость.
Маша просит Екатерину о человеческом участии в её судьбе.
Послушайте аудиозапись № 6.
• Почему «дама» так резко реагирует на упоминание имени Гринёва?
(Екатерина, как верховный правитель, воспользовалась своим юридическим правом смягчать участь преступника: из уважения к отцу Гринёва заменила казнь, определённую Следственной комиссией его сыну, вечным поселением. Так что снова просить у неё «милости, а не правосудия» для Петруши, даже если при этом она симпатизирует просителю, — дело безнадёжное).
• Как вы думаете, почему императрица помиловала Гринёва?
(Истинный правитель, по мысли Пушкина, утверждает в стране не произвол, а правосудие. В конце концов Екатерина осуществляет его и по отношению к Гринёву. Екатерина действует, основываясь на фактах, утаённых Гринёвым от Следственной комиссии, но открытых императрице Марьей Ивановной).
• Как Екатерина продемонстрировала своё расположение к отцу Петруши?
Она написала ему письмо, которое «содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова». Оно было написано не так, как пишут опальному или оппозиционному адресату, а с заинтересованностью в судьбах его близких и с надеждой его обрадовать.
• В чём имел возможность убедиться Гринёв-старший, получив такое письмо?
Насколько точно усвоил сын его наказ, с каким он, отец, отправлял Петрушу на государеву службу.
III. ПОДВЕДЕМ ИТОГИ УРОКОВ.
Пугачёв, в чьих руках громадная власть вершить человеческие судьбы, не свободен от той стихии, что привёл в движение; оренбургский генерал, отказывающийся послать Гринёва в бой за Белогорскую крепость, не свободен от своей осторожности; Швабрин не свободен от своего собственного страха и своей душевной подлости.
• Кто из героев в каждом моменте повествования оставался внутренне свободным?
Пётр Гринёв остаётся внутренне свободным, так как действует он по велению сердца, а сердце его подчинено законам дворянской чести. Законы эти неизменны — и тогда, когда нужно заплатить долг Зурину, и отблагодарить «вожатого» тулупчиком и полтиной, и вызвать на дуэль Швабрина, оскорбившего достоинство возлюбленной, и перед лицом смерти, когда помиловавший героя Пугачёв протягивает руку для поцелуя, а Гринёв не целует «ручку злодею». И когда самозванец прямо спрашивает пленника, признаёт ли тот его государем, согласен ли послужить, обещает ли хотя бы не воевать против него, — а пленник трижды, прямо или косвенно, отвечает «нет». И когда Гринёв, однажды уже спасённый судьбою, в одиночку возвращается в расположение пугачёвцев, чтобы выручить возлюбленную или погибнуть вместе с нею, и когда на суде не называет имени Марьи Ивановны.
Послушайте аудиозапись № 7.
В словах «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»; «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений» заключён смысл романа, состоящий не в том, чтобы «перейти» на одну из сторон исторического конфликта, и не в том, чтобы отказаться от верности любой «власти», а в том, чтобы остаться внутренне свободным, обнаружить внутри своего лагеря, своего сословия, своей традиции общечеловеческое — и ему служить не за страх, а за совесть.
Домашнее задание 1.
1. Прочитайте статьи учебника «Жанр и художественная идея романа», «Образный мир «Капитанской дочки», «Для вас, любознательные!»; найдите самостоятельно и рассмотрите наиболее известные иллюстрации к произведению.
2. Выполните тест

Тест по повести "Капитанская дочка".

 В тесте 20 заданий, время для выполнения — 20 минут. У вас будет одна попытка, поэтому приступайте к тестированию только после изучения материалов урока. Для получения хорошего результата необходимо знание текста произведения.

Желаю удачи!

Домашнее задание 2.
Прочитайте статью учебника «Лермонтов и Кавказ». Составить тезисный план статьи.

!!! Необходимо изучить материалы уроков и выполнить задания до 17.12.2020г.