09.11.2024г. 10 «Б», «В». Литература. Тема родной природы в лирике Ф.И. Тютчева. 

09.11.2024г. 10 «Б», «В». Литература. Тема родной природы в лирике Ф.И. Тютчева. 

Знаменитая «Весенняя гроза» (1829) часто публикуется в детских сборниках и хрестоматиях в составе трех строф. На самом деле их четыре.

Люблю грозу  начале мая,

Когда весенний, первый гром, 

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!

Вот дождик брызнул, пыль летит…

Повислы перлы дождевые,

и солнце нити золотит…

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный — 

Все вторит весело громам…

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба, 

Смеясь на землю пролила!

 

Перед нами — один из тютчевских замечательных пейзажей, дающий картину грозы в ее наиболее характерных чертах: гром, дождь, солнце, бегущие ручьи, птичьи трели. Стихотворение великолепно оркестровано: аллитерация на «р» проходит через все строфы.

но последняя четвертая строфа резко меняет изобразительную перспективу. ссылаясь на чей-то взгляд со стороны, поэт превращает конкретный пейзаж в вечное космическое явление, картину — в миф. То, что для одного наблюдателя — просто гроза, для другого — случай на пиру богов-олимпийцев. Богиня юности  Геба, обязанность которой — разливать вино, решила поиграть с людьми. Долгожданный весенний дождь в этом контексте — громокипящий кубок Геры. 

Аналогично построены и многие другие тютчевские стихотворения.  В стихотворении «Зима недаром злится…» смена времен года представлена как борьба двух живых существ, двух персонажей: Зима здесь — «ведьма злая», а Весна — «прекрасное дитя». в «Полдне» «…великий Пан в пещере нимф покойно дремлет». В ночных июльских зарницах видится взгляд какого-то страшного неземного существа, космического Вия:

Словно тяжкие ресницы

Подымались над землею,

И сквозь беглые зарницы

Чьи-то грозные зеницы

Загоралися порою

(«Не остывшая от зною…», 14 июля 1851)

Тютчевский лирический герой временами испытывает чувство абсолютного единства с миром: 

Шумя верхи древесные

Высоко надо мной,

И птицы лишь небесные

Беседуют со мной.

(«Так, в жизни есть мгновения…», 1855)

Но ему может быть свойственно и ощущение мучительной дисгармонии и несовпадения с природой: 

Откуда, как разлад возник? 

И отчего же в общем хоре

Душа не то поет, что море,

И ропщет мыслящий тростник.

(«Певучесть есть в морских волнах», 1865)

Однако в другом состоянии поэту может показаться, что тайна которую он пытается разгадать, вовсе не существует. Эта мысль  сформулирована в короткой эпиграмме-четверостишии: 

Природа — сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься,никакой от века

Загадки нет и не было у ней. 

(«Природа — сфинкс. И тем она верней…», 1869)

Домашнее задание: анализ стихотворения И.Ф. Тютчева из цикла пейзажной лирики (по выбору)