09.11.2024г. 10 «Б», «В». Литература. Тема родной природы в лирике Ф.И. Тютчева.
Знаменитая «Весенняя гроза» (1829) часто публикуется в детских сборниках и хрестоматиях в составе трех строф. На самом деле их четыре.
Люблю грозу начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит…
Повислы перлы дождевые,
и солнце нити золотит…
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Все вторит весело громам…
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь на землю пролила!
Перед нами — один из тютчевских замечательных пейзажей, дающий картину грозы в ее наиболее характерных чертах: гром, дождь, солнце, бегущие ручьи, птичьи трели. Стихотворение великолепно оркестровано: аллитерация на «р» проходит через все строфы.
но последняя четвертая строфа резко меняет изобразительную перспективу. ссылаясь на чей-то взгляд со стороны, поэт превращает конкретный пейзаж в вечное космическое явление, картину — в миф. То, что для одного наблюдателя — просто гроза, для другого — случай на пиру богов-олимпийцев. Богиня юности Геба, обязанность которой — разливать вино, решила поиграть с людьми. Долгожданный весенний дождь в этом контексте — громокипящий кубок Геры.
Аналогично построены и многие другие тютчевские стихотворения. В стихотворении «Зима недаром злится…» смена времен года представлена как борьба двух живых существ, двух персонажей: Зима здесь — «ведьма злая», а Весна — «прекрасное дитя». в «Полдне» «…великий Пан в пещере нимф покойно дремлет». В ночных июльских зарницах видится взгляд какого-то страшного неземного существа, космического Вия:
Словно тяжкие ресницы
Подымались над землею,
И сквозь беглые зарницы
Чьи-то грозные зеницы
Загоралися порою
(«Не остывшая от зною…», 14 июля 1851)
Тютчевский лирический герой временами испытывает чувство абсолютного единства с миром:
Шумя верхи древесные
Высоко надо мной,
И птицы лишь небесные
Беседуют со мной.
(«Так, в жизни есть мгновения…», 1855)
Но ему может быть свойственно и ощущение мучительной дисгармонии и несовпадения с природой:
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник.
(«Певучесть есть в морских волнах», 1865)
Однако в другом состоянии поэту может показаться, что тайна которую он пытается разгадать, вовсе не существует. Эта мысль сформулирована в короткой эпиграмме-четверостишии:
Природа — сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься,никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
(«Природа — сфинкс. И тем она верней…», 1869)
Домашнее задание: анализ стихотворения И.Ф. Тютчева из цикла пейзажной лирики (по выбору)