Здравствуйте, ребята!
Французский писатель В.Гюго, закончив роман «Отверженные», послал его издателю вместе с письмом, в котором был только вопросительный знак (?). Издатель так же ответил без слов: !.
— Попробуйте составить диалог, который мог бы произойти между В.Гюго и издателем.
-Какую роль играют знаки препинания? Как вы относитесь к знакам препинания?
-Что такое пунктуация?
Дается справка.
Пунктуация (лат. — точка) – эта система знаков препинания и правил их употребления.
В современном русском языке наиболее употребляются 10 знаков препинания:
Точка (.)
Вопросительный знак (?)
Восклицательный знак (!)
Многоточие (…)
Запятая (,)
Точка с запятой (;)
Двоеточие (:)
Тире (-)
Кавычки («»)
Скобки ( ).
Назначение знаков препинания – передавать синтаксическое и смысловое членение текста, а также основные черты интонации предложения на письме. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.
Задание 2. Известны случаи, когда от постановки знаков препинания зависела не только жизнь человека, но и ход истории.
Английский король Эдуард II, правивший на рубеже XIII-XIV вв., притеснениями и непосильными налогами восстановил против себя большинство подданных так, что они составили заговор, во главе которого встала его жена Изабелла. По решению парламента король был лишен трона и заключен в тюрьму, где ожидал решения своей участи. Тюремщики короля, получили от Изабеллы предписание, в котором отсутствовали знаки препинания: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно».
— Какие знаки препинания и как можно поставить в этом предложении? Сколько вариантов у вас получилось?
-Покажите, как меняется смысл предложения?
-Вы заметили, что строение предложения как бы программируется заданным смыслом?
Вывод: знаки препинания в ряде случаев помогают установить смысловые отношения между словами в предложении, помогают уточнить структуру предложения.
II. Изучение новой темы. Осмысление содержания.
Знаки препинания Функции знаков. Записать по одному примеру на каждый знак.
1) Точка. Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части.
2) Восклицательный знак .Предают соответствующую интонацию
3) Вопросительный знак. Указывают на целевое назначение предложения или его эмоциональную окраску.
Приглашают читателя к разговору.
4) Многоточие -подчеркивает неисчерпанность передаваемого содержания;
знак эмоционального напряжения;
отделяет одно предложения от другого
5) Запятая — членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части.
Выделение в предложении особо значимых частей.
6) Точка с запятой. Членение текста на значимые части
7) Тире — пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое – одна часть речи)
Пропуск членов предложения.
Означает композиционную, интонационную, смысловую неожиданность.
Привлекает и акцентирует внимание читателя.
8) Двоеточие.
9) Скобки. Выделение в предложении особо значимых частей.
10) Кавычки. Выделение цитат, «чужой речи».
Домашнее задание:
Спишите указанные предложения. Сделайте синтаксический разбор предложения. Кто затрудняется – выделите грамматическую основу предложения.
I вариант: 1 предложение (1 абзац)
II вариант: 2 предложение (2 абзац)
Объясните постановку тире и его отсутствие между главными членами.
Тире – знак отчаяния. (А.М.Пешковский)
Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов (В.В.Набоков)
— Как вы их понимаете?
— Согласны ли вы с авторами? В чем?
— Проиллюстрируйте высказывания примерами из художественной литературы.
— Что изучает пунктуация?
Стояли зимние дни хмурые, тоскливые: рассветает поздно, темнеет рано, света белого не видать. Будто тянутся сплошные, долгие сумерки…
И вдруг улыбнулась погодка: выпал чистый, мягкий снежок, с неба тучи ушли, солнышко проглянуло, и как-то сделалось словно в лесу! Сахарный снег блестит – переливается, все деревья цветными сделались: елки – с коричневой шкуркой, сосны – с желтенькой, осинки – с зелененькой, березки – с пестренькой, будто в родимых пятнышках. И над всем лесом голубое небо сияет!
(Э.Шим)