07.12.2024г. А.С. Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Бесы», «Элегия»

      Лирика Пушкина многогранна и глубока. На этом уроке мы постараемся выявить поэтические смыслы шедевров философской лирики Пушкина, поразмышлять о вечных проблемах бытия и, прежде всего, о проблеме жизни и смерти.

Тема смерти появляется уже в ранней лирике поэта. Но в юношеских стихотворениях смерть поэта не страшит. В стихах 1830-х гг. он уже не хочет умирать, ведь смерть лишает человека многих радостей бытия и, прежде всего, радости творчества. Но тема жизни звучит в зрелой лирике Пушкина гораздо трагичнее и обреченнее.
      Предвосхищая свою безвременную кончину, Пушкин в стихотворении «Андре Шенье» (1830) восклицает:

Я скоро весь умру. Но тень мою любя,
Храните рукопись, о други, для себя!
Когда гроза пройдет, толпою суеверной
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,
И, долго слушая, скажите: это он;
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь…

      Пушкин уверен, что от забвения человеческую личность сохраняют только нерукотворные памятники. Философскими размышлениями о скоротечности человеческой жизни, преемственности поколений и вечности природы наполнено стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».

Прослушать стихотворение

Вопросы и задания к стихотворению
      «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

      1. О чем размышляет поэт в стихотворении? Какое чувство является в стихотворении доминантным?
      2. Почему он занят своими думами о скоротечности жизни и бродя «вдоль улиц шумных», и в компании «юношей безумных», и «в многолюдном храме»?
      3. На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С каким настроением следует читать каждую часть?
      4. Найдите эмоциональную кульминацию текста. Обоснуйте свое мнение.
      5. Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни природы? Какой смысл приобретают здесь образы-символы?
      6. Каково отношение поэта к молодому поколению? Почему он мечтал быть похороненным «ближе к милому пределу»? В чем философский смысл преемственности поколений?
      7. Как решается тема вечности природы и скоротечности человеческой жизни в финале стихотворения?
      Элегическим восприятием жизни и ее подчинением непреодолимым законам времени проникнуто стихотворение «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), написанное в Болдинскую осень. В нем поэт подводит итоги прожитой жизни, воспевает мужественное отношение к жизненным страданиям, которое облегчает трагизм человеческого бытия.
      Вопросы и задания к стихотворению «Элегия»
      1. Каковы композиционные особенности стихотворения? В каких отношениях находятся его части?
      2. Какой смысл тексту придает парная его рифмовка?
      3. Каким чувством окрашены воспоминания поэта о юности? Чем объясняется печаль его воспоминаний?
      4. Почему желание «мыслить и страдать» является жизненным стимулом для лирического «я»?
      5. Какие жизненные события он считает для себя наслажденьями? Почему? Как это связано с биографией Пушкина периода Болдинской осени?
      6. Как лексика и синтаксис стихотворения помогают сделать эмоции отдельного человека всеобщими, воспринять человеческую жизнь в «бытийном» аспекте?
      Еще одним посланием, итожащим жизненный и творческий путь поэта, становится стихотворение «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…». Лирический герой стихотворения всю жизнь искал душевного покоя и творческого уединения, но ни в обществе, ни в свете его не нашел. Он принимает неумолимый бег времени и понимает скоротечность жизни. Поэтому остаток дней своих он мечтает провести в уединении, убежав «в обитель дальнюю трудов и чистых нег».
      Вопросы и задания к стихотворению «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…»
      1. Докажите, что в первой строфе стихотворения преобладают лексика и синтаксические конструкции, характерные для разговорной речи.
      2. Какие отношения связывают лирического героя с его воображаемым собеседником (собеседницей)?
      3. Выявите особенности торжественного, книжного стиля второй строфы. Почему так меняются поэтические интонации текста?
      4. Зачем лирическому «я» нужен «побег в обитель дальнюю»?
      5. Какие ценности жизни он может там приобрести?
      Летом 1835 г. он смог уехать в Михайловское, где отбывал свою ссылку почти 10 лет назад. Эта встреча с прошлым породила стихотворение «…Вновь я посетил…», в котором поэт опять рассуждает о времени и о себе.
      Вопросы и задания к стихотворению «…Вновь я посетил…»
      1. В чем, по Пушкину, заключается «общий закон» жизни?
      2. Какие картины природы рисует поэт? В чем их очарование? Почему их в стихотворении так много? Как они связаны с обликом лирического «я»?
      3. Проанализируйте ключевые образы стихотворения: домик, холм, озеро, мельница, дорога, три сосны; младая роща, мой внук, я. Какая связь есть между ними?
      4. Как соотнесены в стихотворении картины минувшего и настоящего?
      5. Как в стихотворении создается образ времени и образ памяти?
      6. Как поэт решает проблему преемственности поколений?
      7. Какой смысл придает тексту нерифмованный, белый стих?
      8. Какой смысл выявляется при исследовании в тексте стихотворных переносов?
      9. Проанализируйте поэтическую лексику и синтаксис стихотворения.
      Докажите, что они придают тексту философское звучание.
      10. Индивидуальное задание. Найдите и прокомментируйте реалии стихотворения, связанные с жизнью Пушкина в Михайловском.
        

  Итог урока. Лирические размышления Пушкина о смысле жизни и предназначении человека отражают его понимание вечных, непреложных ценностей бытия. По мысли поэта, смерть является для человека естественным итогом физической жизни. Но результат его пребывания на земле измеряется тем, что он успел сделать, какой нерукотворный памятник останется после. Философская лирика Пушкина наполнена размышлениями о жизни: скоротечности человеческого существования, преемственности поколений, вечности природы и неумолимом беге времени. Поэт считает абсолютными ценностями семью, дом, продолжение рода, природу, творчество, а главными наслажденьями — любовь и искусство. Он принимает жизнь со всеми треволнениями и абсолютизирует ее гармонию и божественный порядок, призывая мужественно относиться к жизненным страданиям, что облегчает трагизм человеческого бытия. Он уверен, что для творчества необходимы душевный покой и уединение, хотя бы временный переход от конкретного, бытового к общему, бытийному. Поэтому неосуществленной мечтой остается его стремление убежать «в обитель дальнюю трудов и чистых нег». Размышления о времени и о себе, раздумья о нравственном самосовершенствовании, о воспитании души и стойкости сердца становятся главным содержанием лирики поэта в последний период его жизни.

Домашнее задание. «Евгений Онегин». 6 глава